– Здесь возникла чисто техническая проблема – самолетам, зарегистрированным в России, запрещено входить в воздушное пространство ЕС. А самолеты перевозчиков из стран, не являющихся членами ЕС, не могут прибывать в страны, объявившие о санкциях, с лицами из санкционного списка на борту. То есть теоретически они могут доставить такое лицо в свою страну, например в Сербию или в Турцию, но не могут доставить его в страны, объявившие санкции.
– Какими документами руководствуются при принятии решения о пропуске россиян в Европу?
– Есть четыре категории европейских стран – страны – члены ЕС; Великобритания; страны, не являющиеся членами ЕС, но поддерживающие санкции; и европейские страны, не поддержавшие санкции. Впрочем, в последнем случае осталась только одна Сербия, которая сейчас используется как перевалочная база для граждан России, стремящихся попасть в европейские страны.
Великобритания ввела самые жесткие санкции. Прибытие воздушных судов с российской регистрацией, принадлежащих гражданам России, или с гражданами России, находящимися в санкционном списке, считается уголовным преступлением, а такие воздушные суда подлежат немедленному аресту.
– Россиян тоже как-то разделяют – их тоже тщательно проверяют на паспортном контроле?
– Есть две категории – это попавшие в санкционный список и не попавшие. Первая категория оказывается самой уязвимой, если речь идет о пользовании воздушным транспортом. Так, например, даже традиционные авиакомпании стран, не присоединившихся к санкциям, например Сербии, или частично присоединившихся, например Турции, не могут брать их на борт рейсов, направляющихся в европейские страны.
Граждане России, имеющие действующие визы или виды на жительство в европейских странах и не внесенные в санкционные списки, передвигаться воздушным транспортом внутри ЕС могут, но при бронировании билетов в третьи страны нужно учитывать отношение страны к санкциям. И важно понимать, что список стран, которые ввели санкционные ограничения в отношении России, постоянно расширяется и дополняется.
– Может ли россиянин арендовать частный самолет в Европе и, например, прилететь в Великобританию?
– Нет. И это не зависит от того, входит ли это лицо в санкционный список или нет. Россиянам запрещено продавать или передавать в аренду как воздушные суда, так и авиационные запчасти и оборудование.
Французские адвокаты, с кем я общаюсь, подтверждают, что число сделок по продаже частных самолетов от россиян резко возросло. Владельцы, не находящие в санкционном списке, ожидают постепенного включения в него и избавляются от активов, но цена всего лишь чуть ниже рынка, это свидетельствует о том, что расширения списка они ожидают не так быстро.
Беседовала Алена Алешина