– Главная цель квотирования – поддержка предприятий черной металлургии. То есть на государственном уровне поставлена задача – обеспечить дешевым сырьем российские металлургические предприятия. Причем квотирование защитит предприятия, как оснащенные электродуговыми печами (они только лом и используют), так и выплавляющие чугун в доменных печах и потом его конвертирующие в сталь (тут лом задействуется в качестве подшихтовки). Соответственно, чем ниже стоимость сырья, тем дешевле производимая сталь.
– Возможно ли помочь металлургам в эти два месяца?
– Проблема в том, что сейчас идет повсеместное падение заказов на стальную продукцию со стороны как российских, так и зарубежных потребителей. Поэтому загрузка мощностей на металлургических заводах и комбинатах падает.
И главное – поставщики лома оказываются в патовой ситуации: для них ввели квотирование, и одновременно их клиентура старается опустить закупочные цены.
Лома по большому счету может не хватать металлургическим заводам, работающим только с использованием электродуговых печей. Теоретически они могли бы повысить закупочные цены, но не смогут пойти на подобный шаг вследствие уменьшения цен на стальной прокат и ослабления на него спроса, из-за чего сокращается их рентабельность. Соответственно, не удивлюсь, если скоро кое-кто из них уйдет в простой.
– Каким видом транспорта экспортируют лом?
– Он доставляется автомобильным и железнодорожным транспортом до морских портов с перевалкой на корабли либо напрямую по железной дороге. Но так только там, где есть такая возможность.
– Если квотирование не самое удачное решение, то каким способом можно поддержать металлургические заводы?
– Выходом может стать предоставление им крупных заказов на поставку металла для государственных проектов, вот только возникает вопрос: для каких именно? Ведь закупки для государственных нужд на текущий год в значительной степени уже законтрактованы.
– Есть Северный широтный ход…
– Он пока только прокладывается. Да, его строительство может начаться в нынешнем году.
Беседовала Алена Алешина