– Что касается железнодорожных перевозок, порядок перемещения грузов из Китая в страны ЕС не изменился, поезда проходят в штатном режиме. Составы отправляются с железнодорожной станции в КНР и следуют через российско-китайский погранпереход, где происходит проверка сопроводительных документов, досмотр при необходимости, а затем запускается процедура таможенного транзита. После поезда без остановок следуют до границы с Евросоюзом и далее до станции назначения.
Например, если пункт назначения находится на территории Польши, транзитная процедура проходит дважды: сначала на погранпереходе между РФ и Китаем, а затем на границе с Евросоюзом.
Фуры, следующие из КНР в ЕС, также проходят через погранпереход на границе Китая с Россией или Казахстаном в зависимости от выбранного маршрута. Транзитный контроль происходит дважды: сначала на территории нашей страны, затем на границе с Евросоюзом.
– Наблюдаете ли Вы переориентацию грузопотока из Китая в Европу грузоотправителей на морские и автомобильные маршруты?
– Мы сегодня наблюдаем частичную переориентацию грузопотока с железнодорожных маршрутов на морские и авиалинии. Например, грузы при доставке из КНР в Европу переориентировались на морские перевозки через Суэцкий канал.
Морской транспорт остается фундаментальным способом доставки из Китая в ЕС. Морем перевозят отправления независимо от весогабаритных характеристик и размера партии. Для сравнения: грузоподъемность одного контейнеровоза составляет около 20 тыс. TEU. Тогда как контейнерный поезд перевозит в среднем 140 TEU.
Мы прогнозируем увеличение нагрузки на морские линии из-за отказа части грузополучателей в Европе от железнодорожной и автодоставки через РФ.
Переориентации грузопотока из Китая в Европу с железнодорожного на автомобильный транспорт мы не наблюдаем. Стоит отметить, что сроки автодоставки выросли в среднем на 10–14 дней. Это связано с заторами, которые сохраняются как на границе Китая и России, так и на погранпереходах между Россией, Беларусью, Латвией, Литвой и Польшей.
Самый большой затор на российско-китайской границе – на МАПП Забайкальск – Маньчжурия. По состоянию на 19 марта в электронной очереди 7469 грузовиков. Наиболее протяженный затор при проезде на территорию ЕС образовался на белорусско-польской границе. Так, 19 марта на МАПП Козловичи – Кукурыки в очереди 700 транспортных средств. Одна из причин заторов на погранпереходах – усиление проверок грузовиков таможенными службами стран ЕС.
– Как именно в нынешних условиях перестраиваются логистические цепочки при доставке в Россию?
– Если говорить о доставке из Китая в Россию, как я уже сказал, грузопоток перетекает с авиа- и морских перевозок на железнодорожные и автомаршруты. Европейские авиакомпании, которые организовывали рейсы из Китая в нашу страну, ограничили перевозки на территорию РФ. В итоге число грузовых рейсов резко снизилось.
Доставка в российские порты и часть мультимодальных маршрутов через водные гавани РФ также ограниченны. Так, 6 из 11 ведущих морских линий мира приостановили букинги в российские порты или ограничили работу.
В частности, это Maersk (610 судов), MSC (500), Hapag-Lloyd (13), Yang Ming (84). В свою очередь, HMM (110 судов) и One (240) ограничили прием отправлений в порты Новороссийска и Санкт-Петербурга. Букинг в дальневосточные порты продолжает действовать. Также функционируют морские линии России и Китая: FESCO (13), Sinokor (80), ZIM (101).
На российско-китайской границе действует 14 автомобильных пунктов пропуска, в том числе 3 международных (МАПП), 5 двусторонних (ДАПП) и 6 смешанных (СПП). На погранпереходах часто возникают заторы из фур. Самые протяженные сохраняются на МАПП Забайкальск – Маньчжурия. В итоге при перевозке через этот погранпереход срок доставки может увеличиться на 10–20 дней.
Объем автоперевозок из КНР в Россию растет. Мы, например, запустили дополнительный маршрут, чтобы снизить зависимость от заторов на границе. По новому маршруту грузы пойдут через погранпереход Алашанькоу – Достык. Также остается востребованной железнодорожная доставка из КНР в РФ.
Сейчас мы наблюдаем снижение тарифов на доставку. Например, в феврале перевозка FEU по железной дороге из Китая в Россию обходилась в $12–13 тыс. В марте стоимость составляет $8 тыс.
С начала марта произошел резкий рост запросов на доставку из Китая в Россию. В новых реалиях российские импортеры переориентируются на поставщиков из Юго-Восточной Азии. Компании также перестраивают систему платежей на обмен в национальных валютах: рубль и юань.
Мы, безусловно, прогнозируем дальнейший рост объемов грузоперевозок из Китая, поэтому заранее прорабатываем новые логистические маршруты и готовим инфраструктурные мощности.
Беседовала Наталья Гусаченко