– По данным агентства «Эксперт РА», за 9 месяцев 2019 года доля железной дороги в общем объеме лизингового портфеля составляла 35,6%, при этом в совокупном новом бизнесе лизинговых компаний – только 17,3%. В 2019-м, несмотря на снижение объема погрузки на сети РЖД, производство новых вагонов продолжило расти.
– Как динамика погрузки повлияет на рынок в дальнейшем?
– В случае сохранения этих тенденций можно ожидать образования профицита парка грузовых вагонов в некоторых сегментах перевозок и коррекцию ставок предоставления в сторону снижения. По ряду типов вагонов этот баланс на рынке уже есть, и мы ожидаем снижения цен на новый подвижной состав и комплектующие (в том числе колесные пары).
Корректировка рынка вниз всегда работает на его консолидацию крупными игроками, которая позволяет операторским компаниям оптимизировать логистику перевозок за счет масштаба и тем самым повысить эффективность работы парка. Поэтому мы допускаем рост активности в M&A сделках с б/у парком. В качестве дополнительного фактора увеличения лизинговых сделок с б/у парком является тот факт, что по сделкам, заключенным 2–3 года назад по высоким относительно сегодняшнего дня процентным ставкам, подошли к концу моратории на досрочный выход, в связи с чем увеличится волна миграции портфелей.
– Есть ли предпосылки к тому, что в 2020 году ж/д сегмент преодолеет стагнацию?
– Исторически сегмент железнодорожного транспорта является флагманом в портфеле крупных лизинговых компаний. Конечно, ж/д рынок видел взлеты и падения, и сейчас эксперты говорят о новой волне коррекции, при этом мы все равно видим возможности для роста в этом сегменте. Мы постоянно мониторим состояние бизнеса наших клиентов и взвешенно принимаем решения по финансированию подвижного состава. У "ВТБ Лизинга" достаточно экспертизы для того, чтобы не нарушать установленные в компании лимиты к риску и открывать при этом новые ниши на, казалось бы, уже известном рынке. Поэтому мы будем продолжать активно здесь работать, соблюдая баланс интересов компании, клиентов и рынка.
Изменение ситуации на рынке стимулирует лизинговые компании разрабатывать новые продукты. Например, у нас есть предложение "Ломбардная логика", при котором клиент с недостаточно высоким кредитным рейтингом может (при наличии ликвидного актива) получить у нас финансирование. При стандартных подходах это было бы невозможно. Мы развиваем направление операционной аренды, в том числе маневровых локомотивов для промышленных и транспортных предприятий. Считаем, что это новый эффективный инструмент обновления устаревшего парка частных локомотивов.
– Какие же все-таки перспективы у отрасли? Какие виды подвижного состава останутся востребованными на рынке лизинга?
– 2020 год для многих операторов начался с непростых событий. Множество брошенных поездов на сети, наличие узких мест, сокращение грузовой базы – все это повлияло на уровень доходности полувагона. Ретроспектива показывает, что движение полувагона вверх или вниз также тянет за собой крытый вагон, платформы и иной парк, в котором могут перевозиться смежные грузы. В случае сохранения этих тенденций можно ожидать образования профицита парка грузовых вагонов в некоторых сегментах перевозок и коррекцию ставок предоставления в сторону снижения. По ряду типов вагонов этот баланс на рынке уже есть, и мы ожидаем снижения цен на новый подвижной состав и комплектующие (в том числе колесные пары). Также планируется смещение акцентов с лизинга новых полувагонов на покупку/лизинг цистерн, хопперов.
Беседовала Юлия Чернышевская