– Дефицитная зона метрополитена – это весь северо-восток Петербурга: Пискаревка, Полюстрово, Ручьи, Ржевка, а также Новая Охта. Строительство метро здесь затруднено из-за геологических условий, но здесь развита железнодорожная сеть, которая может принять первую очередь наземного метро, замкнутую на Финляндский и Ладожский вокзалы.
Направления развития и интеграции очевидны. Выиграют от этого не только жители пригородов, но и петербуржцы и туристы. Например, Царскосельская линия наземного метро – это решение для жителей Шушар, огромных кварталов Витебского проспекта и Белградской улицы. Сестрорецкая – для жителей Приморского района и даже Кронштадта (через Горскую). То есть наземная линия метро может повысить транспортную доступность Царского Села, Колпино, Зеленогорска, Сестрорецка, Всеволожска.
– Петербург может построить все 89 станций метро, о которых говорит городской глава?
– Обещание выполнимо в единственном случае – если речь идет об интеграции метрополитена и пригородных железных дорог. Как, например, уже сделано в Москве. Только в административных границах Петербурга – более 100 железнодорожных станций и платформ. Включение даже части из них в систему метро резко повысит повседневную мобильность горожан.
– Генплан Петербурга обсуждали до сегодняшнего дня. Подано более 3,5 тыс. предложений. Власть готова соединить железнодорожную сеть и метрополитен?
– Насколько я вижу, городские власти не готовы к такому публичному разговору. Но, повторюсь, на подземное строительство надежд немного. Дело не только в деньгах: в нищие 90-е было построено больше станций, чем в тучные нулевые. Главные препятствия – монополизм в метростроении и низкое качество управления. Пока они не преодолены, все бесполезно: сколько миллиардов ни выделяй, Петербург будет строить метро черепашьими темпами.
Беседовала Алена Алешина