– Сбои в работе этой системы могут привести только к небольшим отклонениям от курса или эшелонирования. Они особо на безопасность не влияют. Тем более в основном самолет ведут авиадиспетчеры, которые наблюдают за воздушным движением с помощью наземных радаров.
Самолеты, оснащенные современной пилотажно-навигационной системой, в большей мере, чем ранее, ориентированы на системы GPS, но даже они имеют резервные системы навигации.
– Правильно ли я понимаю, что GPS – это не основная система навигации воздушного судна?
– Да, система глобального позиционирования, или GPS, до сих пор не является основной системой для навигации. Раньше, до GPS, навигация воздушного судна осуществлялась по наземным ориентирам, с помощью пеленгации наземных радиостанций и т. д.
GPS появилась сравнительно недавно, и, например, самая сложная операция – посадка самолета – осуществляется в основном вручную с помощью радиоэлектронных высотомеров. Это небольшой радар, посылающий сигнал к поверхности земли и принимающий его отражение. Расстояние до земли рассчитывается исходя из разницы во времени между исходящим и входящим сигналом и известной скорости распространения радиоволн.
То есть самый ответственный этап полета – посадка – может осуществляться без GPS.
– GPS ведь используется не только воздушными судами, но и автомобили ее используют и морские суда. Как работает GPS?
– Сигналы со спутников определенной частоты поступают на приемник – это может быть любое транспортное средство, например, или мобильный телефон. Для определения трeхмерных координат GPS-приемнику нужно решить четыре уравнения: «расстояние равно произведению скорости света на разность моментов приема сигнала потребителем и момента его синхронного излучения от спутников».
То есть система работает в одну сторону, GPS-системы, установленные на транспорте или мобильном телефоне, сами ничего не излучают, а только принимают несколько сигналов с разных сторон от разных спутников, а далее микропроцессор рассчитывает местоположение. Чем больше спутников может принять приемник, тем точнее его процессор может рассчитать местоположение.
Система изначально разрабатывалась американскими военными для собственных нужд, но ее вскоре подарили гражданским, поскольку пользователи никак не могут помешать, как и военные не могут помешать гражданским ею пользоваться.
– Росавиация сообщает, что есть сообщение о возможных сбоях GPS. Могут ли Россию отключить от GPS?
– Отключить систему над территорией одной страны невозможно. Можно отключить несколько спутников и таким образом «загрубить» показания приборов. Однако это напрямую влияет как на безопасность полетов над Россией, так и на полеты над странами, которые не присоединились к санкциям и вообще ни при чем.
Обеспечение безопасности полетов гражданских воздушных судов – одна из самых главных забот всех стран. Если она будет под угрозой, то этот вид транспорта потеряет доверие и понесут убытки все отрасли экономики. Поэтому на умышленное создание угроз безопасности воздушного транспорта с помощью отключения спутников GPS никто не пойдет.
– Тогда как могут произойти возможные сбои GPS, о которых уже уведомило Европейское агентство по безопасности полетов?
– Сбои в работе системы могут вызвать заинтересованные лица. Это можно сделать путем отправки мешающего сигнала с помощью наземного или орбитального передатчика. В зонах конфликтов такие меры используются против противника, но редко, так как они не особо точные (имеют большой и расплывчатый охват) и могут помешать работе собственных систем, особенно в ближнем бою. Возможно, сбои, о которых говорит Росавиация, вызваны именно такими мерами.
Беседовала Алена Алешина