– Если говорить сегодня о применении именно в области логистики, RFID-метки актуальны в первую очередь для производителей. Это может быть fashion-индустрия (высококачественная одежда, обувь), ювелирная и фармацевтическая продукция и др. Важно, что когда маркировка наносится именно у производителя, далее вся логистическая цепочка выстраивается легко и просто. Промаркированный товар можно быстро найти и, как следствие, проинвентаризировать склад без лишних трудозатрат. Это позволяет автоматизировать внутренние бизнес-процессы. В дальнейшем можно организовать взаимодействие со складами другого дистрибьютора для быстрой приемки, поскольку обмен данными уже идет. В таких конфигурациях система применяется все чаще.
Если же рассматривать логистические центры, куда привозят множество грузов от различных производителей, то назвать введение RFID-меток массовым еще нельзя. Внедрение данной технологии только на складе потребует дополнительно маркировать весь поступающий товар без меток, на что уходят колоссальные трудозатраты, не говоря уже о финансовых издержках. Последние у логистического центра никогда не отобьются, какими бы параметрами не руководствовались менеджеры при выборе данной технологии. Несомненно, упростится инвентаризация, станет возможным быстрый поиск. Но окупаемость будет низкой, потому что часть товара поступает транзитом и заходит в логистический центр, к примеру, только на 10 мин. Другая, напротив, остается на длительный срок на одной полке, не требуя динамики и мгновенного информирования.
– Как производитель может применять RFID-технологии, если его логистика обслуживается не собственными складами?
– Если партнеры некой компании тоже заинтересованы в сокращении и автоматизации своих процессов, то для применения этой технологии им понадобится только считывающее оборудование. В случае, когда капитальные вложения на организацию процесса маркировки и настройку работы с системами внутреннего контура ложатся на плечи производителя, от логистических операторов потребуется минимальная инвестиция в считывающие устройства, а эффект от оптимизации будет достаточно ощутимым. К примеру, мы работали с фармацевтическим заводом. После внедрения RFID-технологии, по договоренности с компанией, дистрибьюторы, которые у них закупались, приобрели такое оборудование. Поскольку метки уже были нанесены, логистические центры стали быстро принимать и отгружать товар, не пересчитывая его поштучно. В описываемом мною примере единовременно считывалось по 160 пузырьков, которые ранее надо было сканировать по одному.
– То есть, чтобы получить реальную выгоду, необходимо пройти этап внедрения на всех точках цепи поставок? От производителя до пунктов розничной продажи?
– В идеальной системе – да. Но на сегодняшний день из-за объемов обрабатываемой продукции на технологию смотрят в первую очередь непосредственно производители. Они уже готовы к использованию этого решения, чтобы сократить и минимизировать себестоимость всех операций (не только в логистике). Посмотрим шире, возвращаясь к фармацевтическому проекту: метка помогла отслеживать возможный брак продукции в автоматическом режиме. Еще один пример – контроль подачи правильных сигаретных фильтров на табачном производстве.
С помощью RFID-технологии можно автоматизировать множество различных бизнес-процессов. Здесь все индивидуально и зависит от каждого предприятия и его потребностей. Подчеркну, когда у вас все промаркировано, остальные партнеры могут оптимизировать работу минимальным комплектом оборудования. Более того, это мировая технология, то есть она стандартизирована международными организациями. Поэтому выпускаемые в любой стране метки и оборудование взаимозаменяемы. Если вы купили метку в России, а оборудование – в Китае, то китайское оборудование может считать российскую метку и наоборот.
– Насколько применение RFID распространено в логистике уже сегодня?
– Сейчас мы можем говорить об этапе активного внедрения. Этому способствует программа правительства РФ по вводу обязательной маркировки товаров. Постепенно это требование охватывает все больше сегментов рынка. К сожалению, RFID присутствует далеко не в каждом товарном ряду, пока более распространены DataMatrix-коды. Сама технология RFID прописана для многих категорий товаров, но ее применение регламентируется выбором производителя. Оно обязательно только для меховых изделий. Во всех остальных случаях у руководства компаний есть выбор, и часто его делают в пользу привычного и дешевого варианта, не считая экономическую выгоду от внедрения RFID-технологии.
– То есть говорить о массовом применении пока рано?
– Да. На данный момент широко и полностью технология используется только в сегменте изделий из меха. Но мы понимаем, что в ближайшее время ждать выхода на рынок новой технологии не стоит. RFID – это самое современное решение, которое позволяет быстро считывать большое количество промаркированных товаров, находящихся в групповой упаковке, при этом нет необходимости обеспечивать прямую видимость. Представим: проезжает паллета с одеждой, на которой находится 600 изделий – данные с каждого отдельного продукта считываются автоматически буквально за секунду, но вскрывать упаковку не требуется.
Сейчас распространенность такого решения сильно зависит от области его применения. К примеру, в сегменте работы с библиотеками и архивами уже сформирован серьезный рынок, наработана практика применения, поэтому мы видим стабильный спрос. А если брать фармацевтику, то, к сожалению, реализуются только разрозненные проекты наиболее инициативных компаний и не более того. Перспективы в ближайшем будущем есть у fashion-индустрии, по крайней мере, все больше компаний в России смотрят в эту сторону. Проблематика в том, что большинство из их не производят ничего на территории РФ. Моду сегодня делают где угодно, но не в России. Однако если оценивать мировой опыт, то заметен тренд: большинство крупных компаний уже маркируют либо внедряют маркировку товаров. Среди них можно выделить успешные примеры Adidas, Lacoste, Marks & Spenser, Decathlon. Есть и государственные инициативы. Например, скоро маркировка будет обязательной в аэропортах. То есть бирка на вашем багаже должна будет в ближайшем будущем содержать RFID-метку.
– Почему же российские производители с такой опаской подходят к работе с технологией?
Каждый владелец бизнеса выделяет свои собственные критерии и по ним выстраивает путь развития компании. Кого-то отпугивают первоначальные вложения… Но мы стали замечать, что многие только сейчас начинают правильно считать экономический эффект от внедрения инновационных технологий. К примеру, так было раньше с ювелирными компаниями: они сравнивали исключительно цену на RFID-бирку и штрихкод, не учитывая, что заложенные в стоимость дополнительные опции трансформируют внутренние бизнес-процессы. На мой взгляд, серьезно изменить ситуацию на рынке может повышение осведомленности о ракурсах окупаемости подобных проектов.
Технология однозначно уже вошла на рынок, и теперь ее охват будет расширяться. Мировая статистика показывает ежегодный прирост по потреблению и производству меток. В России процесс распространения RFID-решений, на мой взгляд, займет еще порядка 5 лет.
Беседовала Юлия Чернышевская