– Создание такого коридора на М-11 обусловлено тем, что это одна из наиболее современных автомобильных дорог в России. И логично, что испытания проводятся именно на ней. Если же говорить об успешности, то надо понимать, что вкладывается в это понятие. Да, разработчики получат значительный массив данных. Но когда на дорогах появятся беспилотные грузовики – вопрос открытый.
– Беспилотное грузовое движение на М-11 планируют запустить уже через два года. Не слишком ли амбициозно?
– Грамотный маркетинг решает все. Теоретически уже через пару лет беспилотный грузовик действительно может проехать там и привезти первую партию груза, чтобы это можно было назвать коммерческой эксплуатацией. Другое дело, что фактически это будут экспериментальные поездки. Безусловно, необходимые, но все-таки экспериментальные, так как только они позволят получить значительный объем необходимой для дальнейшего усовершенствования процесса информации.
– К чему тогда такая спешка?
– Судя по всему, ускориться в Минтрансе решили именно для того, чтобы попытаться стать первыми хотя бы в медиапространстве. Так, в США компания FedEx планирует запустить в конце 2023 года сеть беспилотных перевозок. При этом первые беспилотные грузовики уже курсируют на трассе от Далласа до Хьюстона, сопоставимой по длине с М-11, и одна из основных задач – как раз сбор информации.
– Почему Минтранс и Автодор не осуществили подобную задумку раньше?
– Если говорить о факторах, которые мешают продвижению беспилотников, следует начать с того, что ни Минтранс, ни Автодор не являются производителями или разработчиками беспилотных технологий. Соответственно, говорить только об этих двух структурах было бы неправильно. Если в целом рассматривать картину, то в России существует много проблемных аспектов, традиционно тормозящих процесс. Начиная от отсутствия необходимых нормативно-правовых актов (где как раз и может помочь Минтранс) и заканчивая отсутствием доработанных и хорошо защищенных технологических решений.
– Выходит, тоже относитесь к проекту скептически?
– Есть большие сомнения в том, что в среднесрочной перспективе на дороги выйдут действительно беспилотные грузовые автомобили, в которых не будет сидеть водитель-оператор для подстраховки, так как с учетом массы и габаритов автомобиля последствия выхода из строя какой-либо системы могут быть самыми печальными. Также не следует забывать о том, что мгновенно начнут изобретаться всевозможные способы хищения груза, что опять же потребует какого-то сопровождения или разработки новых мер безопасности.
– В таком случае можно ли назвать проект беспилотного грузового коридора на М-11 неоднозначным? И как, самое главное, обеспечить безопасность участников движения?
– Проект вполне себе однозначный. Масштаб его тоже не потрясает воображение, так как подобные проекты уже реализуются в ряде стран. Рекомендация, наверное, будет универсальная – соблюдать принятые правила и протоколы. В то же время важно понимать, что могут произойти различные эксцессы, но из-за этого не следует становиться луддитами.
Беседовал Степан Ратников