– Навигация этого года только началась и вся основная работа еще впереди. Аномально высокие температуры воздуха, не свойственные климатическим условиям регионов, повлияли на сроки очищения рек от ледовых явлений и сроки прохождения на них паводковых периодов в раннюю сторону. В связи с этим обстановочные бригады пяти филиалов (в Омске, Сургуте, Тобольске, Ханты-Мансийске и Салехарде) приступили к выставлению навигационных знаков на отдельных водных путях раньше начала их действия, установленного программой, выполнению работ по обслуживанию средств навигационной обстановки, как плавучей, так и береговой, а также содержанию в течение навигации 2020 года судовых ходов в безопасном для судоходства состоянии.
Негативно повлиять на дальнейший ход навигации может малая водность магистральных рек, напрямую зависящая от состояния грунтовых вод, приточности воды из боковых рек, количества и частоты выпадения осадков. В текущий момент времени уровни воды на реках в южных районах бассейна начали снижаться (река Иртыш, притоки Иртыша), в том числе за счет снижения объемов попусков воды в нижний бьеф из Шульбинского водохранилища, расположенного в Республике Казахстан.
– Глубин для работы транспортного флота достаточно?
– Да, на сегодняшний день водные пути бассейна в хорошем состоянии. Реки бассейна находятся в естественном состоянии и зависят, во-первых, от природы – насколько жарким и засушливым окажется нынешнее лето на территориях всех регионов Обь-Иртышского бассейна, а во-вторых, от наших соседей в Казахстане, в частности от наполнения Шульбинского водохранилища и попусков воды из него.
– Каковы Ваши прогнозы по динамике общего объема грузоперевозок в 2020 году? Как сейчас меняются объемы перевозок речным транспортом?
– Хочется надеяться, что, несмотря на карантин, негативно сказавшийся на своевременности выполнения судоремонтных работ и сдаче флота в эксплуатацию, накоплении и подготовке грузов к перевозке в пункты назначения с учетом мероприятий, направленных на предупреждение новой коронавирусной инфекции во множестве этих пунктов, объем пассажирских и грузоперевозок в 2020 году останется не ниже уровня прошлого года. При этом трек увеличения объема грузовых перевозок в сравнении с аналогичным периодом прошлого года уже наблюдается.
– Прогнозируется ли дальнейший уход грузов с реки на железнодорожный и автомобильный транспорт?
– Перевозки речным флотом были и остаются конкурентоспособными, так как до настоящего времени речной транспорт является наиболее дешевым и экологичным видом транспорта.
В результате реализации стратегии развития внутреннего водного транспорта РФ на период до 2030 года предусмотрено приоритетное развитие внутреннего водного транспорта как экономичного, энергоэффективного, экологичного и безопасного вида транспорта. Это приведет к снижению грузонапряженности автомобильных и железных дорог на параллельных направлениях доставки массовых грузов в период навигации, росту объема завоза грузов внутренним водным транспортом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Стратегия предусматривает увеличение объемов речных перевозок в восточных бассейнах к 2030 году в 2,4 раза относительно аналогичного показателя 2010-го.
Кроме того, особое внимание региональных властей направлено на возможное увеличение перевозок грузов по рекам Обь-Иртышского бассейна до Северного морского пути. Это, в первую очередь, связано с реализацией планов правительства и поручений президента по увеличению грузопотоков через Северный морской путь.
– Что, по Вашему мнению, необходимо для развития отрасли? Что требуется для стимулирования обновления речного флота?
– Финансирование, господдержка в виде специальных государственных программ по судостроению, лизингу, возврату акцизов, переориентированию портовой инфраструктуры, которая создавалась более чем полвека назад, когда в Западной Сибири не было не то что железнодорожной магистрали, но и элементарных автомобильных дорог. Сегодня Западно-Сибирский регион окутан сетью автодорог и поэтому пора задуматься об изменении портовой инфраструктуры путем частно-государственного партнерства.
Кардинальное улучшение параметров внутренних водных путей приведет к существенному росту валовой производительности работы флота за счет сокращения времени непроизводительных простоев, наиболее полного использования грузоподъемности судов и обеспечит повышение рентабельности перевозок при снижении времени доставки грузов. Реализация комплекса мер государственной поддержки российского судостроения и судоходства позволит создать современный грузовой флот, средний возраст которого в 2030 году составит 25,4 года, производительность труда на внутреннем водном транспорте к 2030 году возрастет в 2,9 раза, прогнозируется высокая техническая и технологическая безопасность объектов транспортной инфраструктуры на внутренних водных путях.
– Как можно охарактеризовать нынешнее общее состояние речного транспортного флота?
– Развитие отрасли внутреннего водного транспорта, запланированное на перспективу не в один десяток лет, невозможно без обновления парка существующего и эксплуатируемого флота, как транспортного, позволяющего обеспечить рентабельность и пассажирских и грузовых перевозок, так и современного технического флота, с помощью которого обеспечиваются безопасные условия судоходства на востребованных водных путях, в том числе за счет качественного содержания инфраструктуры внутренних водных путей в целом, как с зарегулированным стоком воды, так и находящихся в естественном состоянии.
Подготовила Наталья Гусаченко