– Да. С помощью информационного моделирования проектируют, строят и реконструируют 12 объектов РЖД, в том числе на сибирских и дальневосточных линиях.
Цифровой подход дает возможность создать двойник объекта в электронном виде и заранее спрогнозировать издержки и возможности их сокращения, подсчитать расходы и количество требуемых материалов. Помимо этого, все участники проекта могут корректировать процесс проектирования в режиме онлайн. Информационное моделирование позволяет сократить число ошибок при оформлении проектных документов на 40%, сроки проектирования – на 25%, процесс согласования плана работ – в 6 раз.
Сейчас BIM-технологии используют при проектировании всей железнодорожной инфраструктуры. Да и не только железнодорожной. При разработке проекта аэропорта Домодедово-2 в Москве применяли информационное моделирование, как и при строительстве «Лахта Центра» в Петербурге. А в Сочи с применением цифрового двойника построили стадион «Фишт» и дворец зимнего спорта «Айсберг».
– А что происходит с цифровым двойником объекта железнодорожной инфраструктуры после окончания строительства?
– Данные используют, например, для оперативной реконструкции или демонтажа.
– Но Вы говорите, что есть проблема в переходе на информационное моделирование строительства объектов железнодорожной инфраструктуры. Что это за проблема?
– Несмотря на весомые преимущества цифровых двойников, в 2021 году только 5% российских девелоперов, архитекторов и проектировщиков используют BIM-технологии. Остальные работают по старинке.
При этом на рынке есть российский программный комплекс, который интегрирует в BIM-модель календарный план работ, данные по объему расходных материалов, оборудования, по количеству необходимых специалистов и средствам на реализацию проекта.
Информационное моделирование позволяет оптимизировать сроки проведения работ. Единовременный доступ имеют к двойнику и поставщик, и подрядчик. И они имеют информацию обо всех материалах на каждом этапе проекта. Например, на заводе по производству меди и ее производных использование BIM-решений повысило производительность труда проектировщиков на 10%, сократило ошибки и издержки на их ликвидацию на 600 тыс. руб., а также время реализации проекта.
– В США BIM-технологии используются при проектировании и строительстве объектов железнодорожной инфраструктуры с 2007 года, в Великобритании – с 2016-го. А в России будут ли обязательны цифровые технологии?
– Да. Уже с 2030 года. До этого должны быть разработаны методологические и технологические правила использования BIM-технологий в РЖД. По плану это произойдет уже через два года, в 2023-м. На следующий год, в 2024-м, внедрят платформы общих данных на основе АСУ, а еще через два года, в 2026-м, создадут цифровые двойники всех объектов РЖД.
Беседовала Алена Алешина