– Создана система преференций для бизнеса, которая позволила запустить более 2600 проектов в различных отраслях объемом 5,8 трлн руб. Уже инвестировано 1,8 трлн руб., введено в эксплуатацию 400 новых предприятий, создано более 65 тыс. новых рабочих мест. Около 70% – это инвестиции в несырьевые предприятия, которые дают диверсификацию экономики, развитие технологий, повышают компетенции работников. Эти предприятия производят продукты широкого профиля – от танкеров арктического класса и рыбоперерабатывающих производств до детских товаров и трикотажа.
В прошлом году принят пакет федеральных законов об уникальных условиях ведения бизнеса в Арктическом регионе. Сегодня в Российской Арктике создана самая большая в мире льготная экономическая зона площадью более 5 млн кв. км.
– Наблюдаете ли Вы изменение характера деловых взаимоотношений со странами АТР в последние годы? Известно, к примеру, что инвесторы из Южной Кореи планируют вложиться в строительство рыбного порта в Приморье.
– К сожалению, пандемия негативно отразилась на экономическом сотрудничестве между нашими странами. В прошлом году объем внешней торговли Дальнего Востока с Республикой Кореей снизился более чем на 23%. Эти показатели не отражают реальные возможности для интенсивного развития торгово-экономического сотрудничества.
Корейские инвесторы по-прежнему заинтересованы в реализации новых проектов. В частности, LH Corporation намерена создать в Приморском крае индустриальный парк с общим объемом инвестиций в инфраструктуру и проекты его резидентов в размере 14,5 млрд руб. Еще 11,8 млрд руб. корейские инвесторы намерены вложить в развитие морского грузового перегрузочного терминала в Приморье, предполагающего строительство инфраструктуры для перевалки рыбной продукции и смешанных грузов общим объемом до 1,2 млн т в год, а также создание холодильных мощностей для хранения рыбной продукции.
– Какие меры предпринимает министерство для развития добывающей и обрабатывающей отраслей промышленности РФ?
– Инвесторам, реализующим проекты в добывающей и обрабатывающей отраслях, доступен весь пакет дальневосточных преференций, включающий не только налоговые льготы, но и субсидии на строительство инфраструктуры, льготное финансирование институтов развития. Благодаря такому комплексному подходу стало возможным создание на Дальнем Востоке новых промышленных кластеров.
Например, в Нерюнгринском районе Республики Якутии реализуется один из самых амбициозных проектов угольной отрасли страны за последние десятилетия. Таких строек не было со времен Советского Союза. Создается промышленный кластер по добыче и переработке коксующихся углей, включающий ГОК «Инаглинский» с шахтой и двумя фабриками и ГОК «Денисовский» – две шахты, фабрика и участок открытых горных работ.
Сдвинулись с места проекты, которые не реализовывались десятилетиями: разработка Удоканского, Баимского, Малмыжского месторождений. Строятся Находкинский завод минеральных удобрений, газоперерабатывающие заводы в Амурской области. Это организационно, технологически и финансово сложные проекты, которые не состоялись бы без преференциального режима.
Затраты на инфраструктуру компенсируются и арктическим инвесторам. В частности, этот механизм поддержки позволит реализовать шесть новых проектов в сфере добычи полезных ископаемых, портовой инфраструктуре, логистике, аквакультуре. В Мурманской области создаются горно-металлургический комбинат, специализированный глубоководный терминал для перевалки минеральных удобрений и завод для разведения лосося и форели.
– ОАО «РЖД» попросило денег из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на строительство не вошедших в программу развития Восточного полигона мощностей для вывоза угля из Якутии. По Вашей оценке, какие отрасли и проекты промышленности на Дальнем Востоке нуждаются сегодня в дополнительном финансировании из ФНБ?
– Дальневосточный лесопромышленный комплекс – с учетом вводимого запрета на экспорт необработанной древесины. Это позволило бы сохранить рабочие места в отрасли и форсировать создание новых комплексных производств по переработке всей заготавливаемой древесины. А также крупные инфраструктурные проекты, например проект строительства Владивостокской кольцевой автомобильной дороги, позволяющий сформировать транспортный каркас столицы Дальнего Востока.
Беседовала Наталья Гусаченко
О применении концессионных механизмов, развитии экспорта этого региона, усовершенствовании проектов добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности читайте в полной версии интервью под заголовком «У нас есть все, чтобы стать важнейшим экологическим регионом мира» в № 1 журнала Смарт-Партнер Индустрия.