– Первый поезд сейчас находится в Санкт-Петербурге, в порту Санкт-Петербурга, проходит таможенное оформление, затем будет доставлен в наше депо Металлострой, где до декабря будет вестись его пусконаладка. Затем поезд будет проходить сертификацию. В соответствии с контрактом мы планируем передать его РЖД в 2022 году.
Мы гордимся тем, что несмотря на все сложности и ограничения, связанные с пандемией, нам удалось сохранить обещанные РЖД сроки. Сегодня мы находимся в графике. Второй поезд должен быть поставлен в Россию в октябре.
– К какому сроку вы планируете завершить поставку всех 13 поездов?
– До 2023 года.
– Чем новые «Сапсаны» отличаются от тех, что курсируют сегодня?
– Платформа новых поездов та же самая. Но мы постоянно работаем над улучшением технологий. Поэтому новые поезда более комфортные для пассажиров. В них есть возможность вести конфиденциальные и бизнес-переговоры. Также эти поезда имеют более комфортные сиденья. Другими словами, они более адаптированы к современным условиям и требованиям.
– Сегодня на пленарной дискуссии коллеги обсуждали вопрос локализации производства «Сапсанов». Насколько сегодня локализовано их производство?
– Если говорить о нашей компании именно в разрезе развития железнодорожного транспорта, можно утверждать, что мы уже не только немецкая, но и российская компания. Если мы возьмем те же поезда «Ласточка», их производство локализовано на 80%. Последний поезд «Сапсан» имеет минимальную локализацию, но она есть. Пусконаладка проводится на территории РФ, система безопасности поезда, радиосвязь. Элементы отделки – также из России.
– Компания Siemens также разрабатывает сегодня концепт-поезд под ВСМ. Планируется, что подобные поезда будет выпускать завод «Уральские локомотивы» (совместное предприятие группы «Синара» и компании «Сименс»). Какие именно работы сегодня ведутся по этому проекту?
– Высокоскоростные поезда должны стать наследником «Сапсана» с эксплуатационной максимальной скоростью 360 км/ч и испытательной – 400 км/ч. Этот поезд – уже чисто российская разработка. Над его разработкой мы работаем вместе с ИЦ ЖТ (инжиниринговый центр железнодорожного транспорта), РЖД и «Синарой». Важно, что это не просто перенос продукта на территорию России, это перенос технологии и уже на ее основе создание нового продукта. Таким образом, речь идет о революционном подходе к локализации.
– Когда планируется ввести в промышленную эксплуатацию такой поезд?
– До конца 2028 года. Это очень амбициозные сроки, потому что это создание поезда с нуля под российские реалии. Мы создаем поезд под определенный температурный режим (от -40 до +40°C). Один процесс сертификации занимает до года. Но мы с РЖД приняли этот вызов. Работа уже началась, сегодня работает группа инженеров не над контрактом, а над технологией. Сейчас определяется прежде всего концепция этого поезда – какая должна быть его длина, количество вагонов и машинистов и т. д. Все это нужно прояснить на начальном этапе, так как все это уменьшает время разработки и в конечном счете стоимость.
В разговоре о ВСМ мы говорим о другой платформе и другом количестве поездов. Сегодня активно обсуждалась одна из основных задач железнодорожного транспорта – изменение направления грузопотока с запада на восток. И развитие высокоскоростного транспорта могло бы значительно улучшить логистические цепочки из Европы в Китай через Россию.
– Какие другие разработки представила ваша компания на сегодняшней выставке?
– Siemens является технологическим партнером РЖД по целому ряду продуктов. Мы здесь представляем новейшие технологии в области подвижного состава – решения и по инфраструктуре, и по сервису, и по альтернативным видам тяги поездов.
В частности, на стенде у нас представлен совершенно новый продукт, который сейчас проходит апробацию. Мы работаем над ним вместе с Deutsche Bahn AG. Это пилотный проект поезда Mireo на водороде в сочетании с аккумуляторами. Мы планируем запустить его в Германии в пассажирскую эксплуатацию с 2024–2025 гг.
Как раз сегодня мы обсуждали с РЖД возможность разработать подобный проект в России, как мы сделали в свое время с «Ласточками».
Также на выставке мы представляем технологии искусственного интеллекта, беспилотные технологии движения, технологии по сервисной и предиктивной диагностике.
Беседовала Наталья Гусаченко