– Греция, Италия, Хорватия, Болгария и выдают визы, и приглашают российских туристов к себе. Испания накануне заявила о желании и выдавать визу и принимать туристов. Российских туристов хотят видеть у себя многие страны, но главный вопрос не в закрытости принимающей стороны – намного острее стоит вопрос об открытости России. Официальная Россия до сих пор не готова запускать прямые перелеты даже в уже открытые страны.
Кипр официально открыт для россиян, но туристов в эту страну перевозят только грузопассажирскими рейсами.
– В чем опасность таких рейсов?
– Они не подразумевают перевозку туристов. Согласно существующим правилам, такой тип рейса могут использовать лишь для перевозки грузов и особой категории граждан. Их перечень определен законодательно – это дипломаты, граждане с двойным гражданством или те, кто имеет рабочие или студенческие визы. Могут на таком рейсе перевезти граждан, которых транспортируют по медицинским показаниям.
Подчеркну, туристы в перечень этот не входят. Росавиация и оперативный штаб запрещают перемещение туристов на грузопассажирских рейсах.
Почему? Потому что вылет каждого грузопассажирского рейса согласовывается день в день. Туристу, конечно, могут продать билет на такой рейс, но гарантий о вылете никто не даст, как никто и не гарантирует пропуск туриста на борт. Росавиация в любой момент может выдать официальный запрет на перевозку туристов грузопассажирскими рейсами.
– Пассажир, покупая билет на самолет, может самостоятельно определить тип рейса?
– При покупке статус рейса не виден. Самый простой способ – спросить у продавцов. Но правду говорят не все. Многие умалчивают.
Самостоятельно определить тоже можно. Для этого необходимо выяснить, сколько квот рейсов выдал оперативный штаб, каким именно авиакомпаниям Росавиация выдала допуск на перелет.
Ну, например, по квоте оперштаба разрешено выполнение из Москвы двух регулярных рейсов в неделю. Но летят они только в столицу страны, Загреб. В расписании «Аэрофлота» перелеты на июнь заявлены трижды в неделю – по понедельникам, четвергам и субботам. Цена для всех трех рейсов в неделю – от 20,9 тыс. руб. в одну сторону. Но два из них пассажирские, а один – грузопассажирский. Есть и вылеты «Аэрофлота» в Пулу, Сплит, Дубровник, но все они имеют грузопассажирский статус, а значит, по информации Росавиации, не могут использоваться в туристических целях.
Или перелеты в Марокко. Эту страну открыл оперштаб с частотой два раза в неделю. Маршрут Москва – Касабланка выполняли Royal Air Maroc. И их грузопассажирские рейсы могут стать регулярными. Летать, скорее всего, будет и «Аэрофлот», допуски на перелеты в Марокко есть и у S7. Кто из них будет пассажирский, а кто грузопассажирский?
Подчеркну, число рейсов зависит не от желания авиакомпаний, а от решения оперативного штаба. Он согласовывает число рейсов.
– Если верить информации авиакомпаний, то билеты на грузопассажирские рейсы не дешевле. Но при этом турист рискует больше…
– Участники рынка, понятно, хотят выйти на уровень рентабельности. Уже второй год рынок туриндустрии живет в состоянии сильнейшего кризиса. Авиакомпании сейчас продают место в самолете по цене двух-трех. Гостиницы, согласно новым правилам, могут быть загружены лишь на 40%, и поэтому цены на размещение пропорционально растут.
Туризм стал дорогим и для массовой аудитории менее доступным, к сожалению. Перелеты за границу стали менее доступны и из-за роста цен, и из-за того, что 80% стран до сих пор закрыты.
Беседовала Алена Алешина