– В настоящее время контейнерные перевозки в КНР имеют широкую популяризацию и приоритет перед перевозками грузов в вагонах. На территории КНР имеется достаточно широкая инфраструктура для обеспечения перевозок различных грузов в контейнерах. Выгода для российских грузоотправителей в осуществлении подобных перевозок в первую очередь состоит в обеспечении мультимодальности и снижении времени при передаче подвижного состава с грузом через пограничные переходы, исключая необходимость перевалки груза в железнодорожный подвижной состав более узкой колеи или смену тележек у вагонов. При осуществлении перевозок каменного угля в контейнерах производится перегруз самого контейнера, что занимает значительно меньше времени и, в свою очередь, позволит увеличить перерабатывающую способность пограничных станций. Данный вид перевозок требует разработки Местных технических условий на погрузку каменного угля в контейнерах.
При этом стоит отметить, что у большинства грузоотправителей каменноугольной продукции уже имеется необходимое оборудование для осуществления погрузки угля в контейнеры типа Open Top, так как существенных различий в погрузке угля в полувагоны или контейнеры нет. На текущий момент ПАО «Трансконтейнер» рассматривало вопрос перевозки каменного угля из разрезов Кутинского месторождения Приаргунского района Забайкальского края с оказанием комплекса логистических услуг с задействованием контейнерного терминала Забайкальск и корпоративного автомобильного парка компании. На текущий момент данный вопрос рассматривается и в других филиалах компании, на территории которых расположены крупные угольные месторождения.
– Согласно словам главы ОАО «РЖД» О. Белозерова, технология контейнерной перевозки насыпных грузов на сети отработана. Однако в России фактически отсутствует парк подходящих для этого контейнеров. На Ваш взгляд, повлияет ли это на ставку на полувагон как способ получения дохода для приобретения такого парка?
– На сегодняшний день парк полувагонов находится в существенном профиците перед востребованностью в перевозках каменного угля. При этом основным направлением перевозок каменного угля в контейнерах типа Open Top являются перевозки в сообщении с Китаем через сухопутные пограничные переходы. На текущий момент опытные перевозки и изучение спроса на такие перевозки производятся с учетом использования контейнеров китайских компаний, ввиду чего сегодня, на наш взгляд, данные перевозки не окажут влияния на ставку полувагонов.
– Как переход на более дорогостоящие способы транспортировки повлияет на стоимость угля? Изменится ли в связи с новыми методами перевозки ценовая политика Вашей компании?
– Закупочная стоимость каменного угля зависит от спроса зарубежных металлургических и энергетических компаний, поэтому стоимость транспортировки не будет оказывать существенного влияния на закупочную цену на уголь. Также, учитывая факт высокой доли рынка перевозок каменного угля на железнодорожном транспорте, в целях сохранения конкурентоспособности компанией не прогнозируется повышение цен на оказание услуг по перевозке. При этом стоит отметить тот факт, что в настоящий момент существует значительная тарифная скидка на перевозку грузов в составе организованных контейнерных поездов по сети железных дорог Российской Федерации, что в совокупности с политикой КНР по субсидированию контейнерных перевозок по своей территории будет обеспечивать положительный экономический эффект для грузоотправителей.
Беседовала Анастасия Игонина