– Для того чтобы оценить инициативу чиновников о повышении штрафов за невыполнение заявки на перевозку грузов, нужно разбираться в ситуации, характеризующейся несоответствием нормы ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» реально сложившимся отношениям на железнодорожном транспорте в части согласования заявки и процедуры оформления перевозки груженого вагона.
Так, ответственность перевозчика за невыполнение заявки на перевозку грузов включается при условии «неподачи вагонов грузоотправителю». А о какой подаче вагонов перевозчиком может идти речь, когда у перевозчика нет вагонов? Все вагоны у операторов, заявляет нам перевозчик. По этой причине перевозчик не может нести ответственность перед грузоотправителем за невыполненную заявку на перевозку. Но беда в том, что неподача вагонов грузоотправителю – это всего лишь одна из причин невыполнения заявки на перевозку грузов перевозчиком. Чаще всего перевозчик не выполняет заявку на перевозку по иным причинам: отсутствие локомотивного парка, перегруженность инфраструктуры по направлению согласованной перевозки груза.
Но ст. 94 Устава сформулирована таким образом, что перевозчик не несет ответственности перед грузоотправителем, когда перевозчик не обеспечил техническую и технологическую возможности перевозки. Таким образом, действие ст. 94 Устава касательно ответственности перевозчика за невыполнение заявки фактически заблокировано. Зато ответственность грузоотправителя перед перевозчиком за невыполнение заявки на перевозку груза по-прежнему имеет место.
Судебная практика изобилует случаями взыскания с клиентов сумм штрафов за невыполнение заявки. Так, только за декабрь 2022 года РЖД было взыскано с клиентов по искам РЖД более 1 300 000 руб. Но в суды попадают только случаи, когда клиент отказывается платить добровольно и когда суммы штрафа внушительны. Небольшие штрафы клиенты уплачивают добровольно, а это львиный массив взысканий.
Также необходимо отметить, что после 2012 года случаи невыполнения заявок клиентами резко выросли. Причина – специфическое законодательство, сформированное для решения острых задач. Напоминаю, в 2012 году грузоотправители жаловались в РЖД на то, что в их адрес приходят порожние вагоны, которые ими не были заказаны. Устав слушать такие жалобы, перевозчик добился изменения правил оформления перевозочных документов на порожние вагоны. С этого времени мы можем оформлять под погрузку вагон, согласованный с клиентом путем согласования клиентом заявки на перевозку. Если владелец вагона указан в ГУ-12, то и вагон под ГУ-12 оформишь. Если нет – подавай новую ГУ-12 с указанием тебя в качестве владельца.
Поэтому клиенты и стали больше заявлять вагонов под погрузку – надо учитывать, что из пришедших вагонов какие-то могут быть забракованы по технической или коммерческой неисправности. Кроме того, внезапно может потребоваться дополнительный подвижной состав, и, чтобы не ждать подсыл вагонов, проще иметь их уже в наличии. Такая практика имеет место потому, что заказ вагонов строго привязан к заявке ГУ-12, изначально имеющей другое назначение – она регулирует отношения между перевозчиком и грузоотправителем. Правильнее было бы для заказа вагонов грузоотправителем разработать дополнительную форму заявки на подсыл порожних вагонов, разделив ГУ-12. Но это потребует изменения множества нормативных актов вплоть до Устава железнодорожного транспорта.
– Как повышение штрафов отразится на грузоотправителях?
– Нам неизвестно об общей сумме штрафа, которую в настоящее время уплачивают РЖД клиенты за невыполнение заявки в тоннах. РЖД в своей отчетности указывают только общий размер штрафов, взысканный по разным статьям Устава за различные нарушения.
Информация об объеме невыполненных заявок на перевозку грузов по вине клиента также отсутствует в доступных источниках. Теоретически можно высчитать размер ожидаемого штрафа через объем погрузки. Как минимум от 5% грузов в тоннах грузоотправители отказываются.
Таким образом, общий размер взысканий с грузоотправителей составил бы более 308 млн руб. за 2022 год исходя из объема погрузки в тоннах и исходя из размера штрафа, который намереваются закрепить в Уставе железнодорожного транспорта. Если распределить на всех грузоотправителей, то это существенно меньше 0,1% от той суммы, что была уплачена за перевозку всех грузов.
Но вопрос тут в другом: если РЖД хотят пусть и так незначительно повысить финансовую нагрузку на клиентов, то чем обосновано это желание, кроме любви к формальному порядку? Если ОАО «РЖД» привезли порожний вагон, а клиент отказался от его погрузки и перевозки, то РЖД все равно зарабатывают на порожнем пробеге, а в дальнейшем – на плате за нахождение вагона вне перевозочного процесса. РЖД могут, конечно, заявить, что имелся непроизводительный простой маневровых и магистральных локомотивов, привлеченных для перевозки отказного груза. Но в это с трудом верится с учетом того, что локомотивного парка стабильно не хватает и непредъявление определенного объема груза даже облегчает работу перевозчика.
– Насколько данные изменения в Устав действительно могут сегодня повысить дисциплину и технологичность перевозочного процесса?
– По моему мнению, в подавляющем большинстве случаев клиенты не выполняют согласованные заявки по одной объективной причине: изменение рыночной конъюнктуры, когда покупатели не могут оплатить товар или полностью или частично отказываются от него. Есть и другие причины: отсутствие порожних вагонов под погрузку, поломка погрузочно-разгрузочного оборудования или приостановка работы пути необщего пользования.
Но основная причина ощутимого снижения выполнения заявки – это, повторяю, изменившаяся рыночная конъюнктура. Клиент, который не может отгрузить продукцию и так уже наказан тем, что не может реализовать свой товар. Кроме того, операторы, подославшие вагоны, будут требовать с такого грузоотправителя выплату штрафов за неиспользованный подвижный состав, а тут еще и предложение о пятикратном увеличении штрафа перевозчику... Отдельные грузоотправители, видя такую недружественную тенденцию со стороны Российских железных дорог, могут принять решение о переходе на автомобильный транспорт.
– Будет ли увеличение штрафов способствовать сокращению срока доставки грузов и его соблюдению в соответствии с нормативом?
– Увеличение штрафа приведет только к одному последствию: увеличению финансовой нагрузки на клиента-грузоотправителя, так как отказ от выполнения заявки имеет объективные причины или является частью выстроенного стиля работы клиента.
Заградительным для работы с железнодорожным транспортом штраф не станет, тем более существуют легальные возможности для его снижения (заведомый отказ от перевозки (ст. 94 Устава) или применение в суде ст. 333 Гражданского кодекса РФ), но нагрузку на клиента увеличит.
– Не приведет ли, по Вашему мнению, увеличение штрафов к тому, что грузоотправители будут подавать еще больше заявок?
– Больше заявок грузоотправители подавать не будут, это глубоко ошибочное мнение. Клиенты станут остерегаться выросших штрафов, поэтому могут даже пойти на небольшое снижение объема заявляемых к перевозке грузов, переводя дополнительно заявляемый парк вагонов, перейдя в режим согласования подсыла порожних вагонов для временного размещения на путях необщего пользования. На самом деле это будут вагоны, фактически направляемые в качестве резерва, которым можно будет воспользоваться для задействования их в погрузке в случае роста объема.
Беседовала Наталья Гусаченко