– В декабре 2021 года губернатор Александр Беглов и председатель правления ПАО «Банк ВТБ» Андрей Костин на совещании в Смольном обсудили реализацию проектов в сфере транспортной инфраструктуры, в том числе и на строительство объектов метрополитена, и это можно назвать первым шагом по изменению порядка строительства метро в Петербурге.
Второй шаг сделан в июне 2022 года. Правительство России выделило крупный инфраструктурный кредит на развитие метрополитена в Санкт-Петербурге. И именно на эти деньги планируется продолжить строящуюся шестую Красносельско-Калининскую (коричневую) линию, а также действующую четвертую, Лахтинско-Правобережную (оранжевую) линию.
– Вы верите в возможность строительства всех 89 станций?
– Как мне видится, городские и федеральные власти наконец стали понимать, как строить метро в Петербурге – по московской модели: деньги будут выделяться не из городского, а из федерального бюджета. Город проектирует огромное количество станций, и их будут вводить так, как это делают в Москве, ритмично и без срывов. План строительства уже есть.
– Новость, что в Петербурге будут строить метро как в Москве, – это хорошая новость?
– Эта та новость, которую, наверное, нужно было объявить. В общем и целом эта новость, конечно, для горожан очень хорошая. Наконец в Петербурге появилась команда, которая смогла взять на себя реализацию огромного инфраструктурного проекта, и это команда ВТБ.
– Частный бизнес привлекут к строительству метро?
– Сейчас метрополитен передавать в концессию запрещено законодательством. Вступившие в мае этого года в законную силу поправки ФЗ «О концессионных соглашениях» напрямую исключают метрополитен из возможного списка объектов концессий.
Метро – это же стратегический объект, это же не только средство для перевозки пассажиров, но еще и бомбоубежище. Передавать такой сложный и значимый объект в управление частному оператору власти не будут. По большому счету концессионеры России и не разработали реалистичных проектов по развитию метрополитена – предлагали проект развития метрополитена на условиях концессии в Нижнем Новгороде. Но дальше идеи дело так и не пошло.
– Правильно ли я понимаю, что Смольный теперь никак не будет влиять на ход строительства метро в Петербурге?
– Так, конечно же, нельзя сказать. Город – один из ключевых акционеров АО «Метрострой Северной столицы». Но конкретный объем участия и способы влияния определяются в корпоративных документах компании, большая часть из которых является коммерческой тайной предприятия.
Беседовала Алена Алешина