– Азербайджан неоднократно заявлял о планах по открытию железнодорожного сообщения с Россией. В этом вопросе Азербайджан даже заручился поддержкой Турции. Подчеркну, по заявлению Азербайджана, Армения только выиграет от новой железной дороги. Но, как я понимаю, у самой Армении есть огромные сомнения. Думаю, что Армения включилась в процесс поиска запасного варианта. И Абхазия к этому процессу «прислонилась».
– На Ваш взгляд, восстановление железнодорожного сообщения из России в Армению через Абхазию невозможно?
– Я очень сомневаюсь в возможности реализации данного проекта. Россия с 2008-го вкладывает в Абхазию огромные средства, но деньги уходят как в черную дыру, экономического развития не происходит. Я, как политолог, вижу бесконечную борьбу кланов за президентское кресло. Это первое. Второе – экономика Армении после проигранной войны с Азербайджаном тоже находится в плачевном положении. И главное, Россия сейчас в связи с пандемией переживает сложное экономическое положение и правительству России есть на что потратить деньги внутри страны. Не уверен, что участники альянса – Армения или Абхазия – смогут найти бизнес, способный инвестировать средства в реализацию столь экономически и политически сомнительного проекта.
– По каким признакам вы определяете этот проект как сомнительный?
– Помните гоголевского Манилова? Цитата: «Хорошо было бы, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян». Так вот про железную дорогу из России в Армению через Абхазию.
Первый вопрос: у Абхазии есть граница с Арменией? Ответ: нет.
Второй вопрос: Абхазия эту инициативу согласовала с Грузией?
Третий: уже существуют реальные грузопотоки из Армении в Россию через Абхазию?
И главный вопрос: что Россия выиграет от реализации данного проекта?
И пока ответы на эти вопросы не найдены. Участники альянса до сих пор не предложили никаких экономических расчетов. Пока все эти разговоры на уровне маниловских «хотелок». Армения и Абхазия до сих пор не сказали, кто главный интересант в реализации данного проекта. Но есть другой проект железной дороги. Его предлагает Азербайджан. Известно, что дорога свяжет Азербайджан, Грузию, Турцию, Иран и ту же Армению. Уже определены заинтересованные лица, есть реальные грузопотоки.
– Может ли Турция подключиться к проекту с Арменией и Абхазией?
– Вряд ли. Хотя на прошлой неделе турецкая газета опубликовала карту Турции к 2050 году, на которой и Армения, и Абхазия – часть великого турецкого государства. Это – еще одна демонстрация «хотелок».
Эта дорога, как и ряд других проектов, может из мечты превратиться в реальность, когда нормализуются отношениями между всеми государствами – соседями данного региона.
Беседовала Алена Алешина