В первую очередь ограничения приема вагонов к перевозке со стороны «РЖД» сказываются на занятости путей необщего пользования (ПНП) грузовладельца.
По общему правилу вагоны с ПНП не выводятся перевозчиком до момента, пока не будет согласована накладная на их последующую перевозку. Могут быть исключения, которые включены в договор на подачу-уборку и согласованы. В этом случае у владельцев ПНП будет возможность освободить свои пути от этих вагонов. Во всех остальных случаях вагоны останутся на пути. Законом регламентируется платность использования ПНП – если вагоны занимают путь, за их простой можно получить оплату.
Зачастую при заключении договора на предоставление вагонов стороны не учитывают вариант развития событий, при котором порожние вагоны после выгрузки не будут приниматься к перевозке, однако и при этом варианте можно потребовать с владельца вагонов оплаты за отстой вагонов. В случае бездоговорного использования ПНП владельцем вагонов, требование можно предъявить как «неосновательное обогащение» (п. 2, ст. 1105 ГК).
В судебной практике такое требование было удовлетворено, так как распоряжение о транспортировке порожних вагонов с места их выгрузки обязан давать владелец вагонов; размер платы установлен исходя из обычно взимаемой цены на услуги по организации отстоя порожнего подвижного состава.
Действия, которые можно предпринять, чтобы предъявить требования к владельцу вагона об оплате отстоя вагонов или штрафных санкциях: во-первых, обратиться с требованием забрать вагоны с ПНП и документально фиксировать все обращения, во-вторых, обратиться к РЖД с запросом на составление актов общей формы о нахождении вагонов на путях общего пользования, в случае отказа – составить акты общей формы в одностороннем порядке.
Проблема № 2. Простой вновь прибывающих вагонов на инфраструктуре
Наличие на ПНП порожних вагонов мешает подаче на эти пути вновь прибывающих вагонов. Все бы ничего, но у РЖД в данной ситуации есть право взыскать плату за простой вагонов на инфраструктуре с грузополучателя. К сожалению, случаи, когда РЖД предъявляют грузополучателю плату за бросание вагонов в пути следования, не редкость, и очень часто простой вагона зависит не от грузополучателя, хотя документы будут оформлены так, как будто причины зависели от него.
На сегодняшний день судебная практика по таким вопросам склоняется в пользу РЖД даже в ситуациях, когда совершенно неочевидно, что простой возник по вине грузополучателя.
Поэтому нужно принимать меры, чтобы не допустить взыскания этой платы с грузополучателя: грузовладелец не должен отказываться от подписания актов общей формы. Подписывая акт, указывать о своем несогласии с простоем по причинам, зависящим от грузополучателя, приложить документы, подтверждающие простой по вине РЖД или владельца вагонов, если вагоны стоят на ПНП в ожидании согласования запроса-уведомления. Кроме того, нужно обратиться к РЖД с запросом о составлении акта общей формы о причинах простоя вагонов на путях необщего пользования, в случае отказа РЖД в составлении акта составить его в одностороннем порядке.
Если не сделать этого заранее, то в суде исправить ситуацию будет невозможно.
Проблема № 3. Ответственность за нарушение сроков простоя вагонов под грузовыми операциями
Условия договоров, заключаемых с владельцами вагонов, чаще всего предполагают ответственность заказчика за простой до момента отправления вагона со станции. Сложившаяся судебная практика подтверждает возможность взыскания неустойки даже тогда, когда владелец вагона не оформил запрос-уведомление на перевозку порожнего вагона.
Позиция судов сводится к тому, что если вагоны стоят на путях необщего пользования, грузополучатель должен принимать все необходимые меры к отправлению этих вагонов, в том числе информировать контрагента и владельца вагонов об отсутствии согласованной с перевозчиком накладной на перевозку порожнего вагона. В противном случае штраф будет взыскан.
Чтобы защитить себя от негативных последствий, грузовладелец прежде всего должен при заключении договора требовать включение условия об обязанности исполнителя забрать вагон после выгрузки и ограничить начисление неустойки моментом завершения грузовой операции по выгрузке груза из вагона. Это условие не всегда удается согласовать, но в ситуации, когда простой уже возник, после такой грузовой операции нужно немедленно уведомить контрагента и владельца вагона о простое по причине отсутствия согласованного запроса-уведомления на перевозку порожних вагонов.
Проблема № 4. Отсутствие вагонов для погрузки
Обратная сторона проблемы – где-то стоят ненужные порожние вагоны, где-то их не хватает.
Для защиты интересов грузовладельца в этой ситуации можно обратить внимание на условия договора с тем, кто должен был предоставить вагоны. Договор должен содержать пункт, обязывающий владельца вагона предоставить подвижной состав в установленный срок. В случае отсутствия вагонов в указанный период, можно взыскать убытки с контрагента по договору.
Кроме того, позиция Верховного Суда такова: «отказ либо уклонение перевозчика от заключения договора перевозки по мотивам, которые прямо не предусмотрены законом, является нарушением антимонопольного законодательства – ч. 1 ст. 10 ФЗ N 135-ФЗ». То есть ситуация, когда перевозчик везет только те грузы, которые приносят ему наибольший доход, противоречит антимонопольному законодательству.
Бороться с проблемой можно, предъявив требование о возмещении убытков к перевозчику или владельцу вагонов, а также обратившись в антимонопольный орган с жалобой на действия естественной монополии, в результате которых создаются дискриминационные условия для участников рынка ж/д перевозок.
Имеется судебная практика по этому спору: РЖД отказали в согласовании ГУ-12 со ссылкой на пункт 10 «перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов», а в суде не смогли доказать отсутствие пропускной способности инфраструктуры, которая послужила причиной отказа в согласовании ГУ-12, в связи с чем с перевозчика были взысканы убытки в связи с тем, что груз отправился по более длинному и дорогому маршруту.