В 2012 году между двумя странами было подписано соглашение о строительстве канатной дороги из Благовещенска в Хэйхэ, а уже в 2025 году она должна быть введена в эксплуатацию и станет основой для создания центра российско-китайского делового сотрудничества на базе двух городов.
Вместе с этим, с 2023 года ведутся регулярные рабочие встречи с обсуждением нового перехода на границе Амурской области и городского уезда Мохэ. Оба проекта поспособствуют развитию партнерских отношений с Китаем сразу по нескольким направлениям: логистическому, инвестиционному, социально-экономическому и туристическому.
Логистические плечи и пропускные способности
Сейчас можно обозначить две логистические проблемы Дальнего Востока. Во-первых, дефицит провозных мощностей (по словам министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, в 2022 году он составлял более 70 млн т грузов при общем обороте около 121 млн т за тот же год). Во-вторых, имеются значительные логистические издержки ввиду недостающей трансграничной транспортной инфраструктуры: например, Хабаровский край не имеет пограничных переходов, а многие речные переправы в регионах были закрыты из-за низкой эффективности. Обе проблемы частично решил Благовещенский мост, построенный в 2022 году. В текущей конфигурации мост готов принимать 4 млн тонн грузов в год, а логистическое плечо для региональных предприятий сократилось на 300 км.
Продолжение последует в виде автомобильно-железнодорожного перехода «Джалинда – Мохэ», который нацелен на предприятия Забайкальского края, Амурской области и Республики Якутия. По оценке Минтранса РФ, для них путь до южных регионов Китая сократится на 2000 км, и значительно увеличатся экспортные способности якутских угледобывающих предприятий: с 2,4 млн т в год до 18 млн т к 2033 году. Реализация проекта позволит снизить стоимость продукции для конечных потребителей в Китае, что также отразится и на стоимости импортируемых товаров, которые приобретают российские компании.
Инвестиции и новые точки притяжения
Важным аспектом остается экономическая интеграция стран. Новые инфраструктурные проекты создают привлекательные локации для зарубежных инвесторов: формируются зоны с высококвалифицированными рабочими местами и возможностями для трансграничной торговли. При этом китайские инвесторы заинтересованы именно в приграничных регионах, таких как Амурская область, Приморский край и Еврейская автономная область. Они являются лидерами российского рейтинга по продуктивности взаимодействия с Китаем, здесь уже сосредоточены крупные китайские предприятия и инвестиции.
Среди имеющихся примеров можно отметить строительство Нижнеленинского моста: оно привело к включению новых участков вблизи перехода в состав территории опережающего развития (ТОР) «Амуро-Хинганская», где разместятся транспортно-логистический центр, технопарк, промышленные предприятия с участием китайских инвестицией. Аналогичный эффект можно ожидать и при реализации перехода «Джалинда – Мохэ».
Развитие туризма и социально-экономические выгоды
Один из уникальных случаев — это канатная дорога между Благовещенском и Хэйхэ, которая запустит создание международной точки притяжения: к 2027 году на прилегающих территориях появятся визит-центр, гостиничный комплекс и Экспоцентр с шоурумом для отечественных и китайских товаров. Комплекс станет входной точкой для китайских и японских туристов в Амурскую область и Дальний Восток, а также поможет создать тесные торгово-экономические связи между макрорегионом и Китаем.
В целом такие проекты предоставляют многочисленные экономические возможности, которые улучшают имидж Дальнего Востока и способствуют решению социальных проблем макрорегиона: например, уменьшают миграционный отток и повышают качество жизни за счет развития городской инфраструктуры и создания новых рабочих мест.