Оставим пока в стороне уход контейнеров на морской транспорт – это ожидаемо произошло – и сосредоточимся на рассмотрении тенденции о резком переходе импортного груза на авто.
Сейчас объясню, как это происходит. Когда грузоотправитель, располагающийся в западной части, а также на Урале или в Сибири хочет отправить свой груз в район Дальневосточной железной дороги, то он сталкивается с невозможностью осуществления перевозки по железной дороге, так как ему просто не согласовывают заявку на перевозку грузов ГУ-12 или не согласовывают СКПП по уже поданной заявке.
Что остается клиенту, которого выгнали с железной дороги по причине того, что на экспорт нужно везти сырье? Ждать, пока РЖД согласуют его заявку? Нет, такой безумной верности вы не дождетесь. Клиент отправляет свой груз автотранспортом.
И вот тут начинается самое интересное – если бы РЖД не вынудили клиента ехать на Дальний Восток автомобилем, то автомобиль на Дальнем Востоке бы не появился. Но поскольку груз в автомобиле все-таки уехал, то на Дальнем Востоке после выгрузки появится свободный автомобиль.
Водитель такого грузовика не поедет обратно в порожнем состоянии, он даст минимальную цену (так как уже заработал) и поедет обратно с грузом. С тем самым грузом, который мог уйти в контейнерном поезде по РЖД.
Но этот груз не уйдет по железной дороге, а поедет автомобилем, так как:
● автомобиль есть в наличии;
● автомобилей много, потому как сами РЖД обеспечили наличие автомобилей в огромном количестве на Дальнем Востоке своим упорным нежеланием не везти груз на Дальний Восток;
● большое наличие автомобилей на Дальнем Востоке приводит к снижению ставок на перевозку, что дополнительно перетягивает груз на автотранспорт.
И вот уже сегодня встречаются ставки перевозки импортного груза из Приморского края в Москву и в Санкт-Петербург по 400 тыс. руб. Это существенно ниже сравнимой стоимости перевозки груза (за 1 т и по объему) в 1 FEU по сети ОАО «РЖД».
Каждый отгруженный на Дальний Восток автомобиль – это не только минус в погрузке по железной дороге в западной части страны, Урале, Сибири, но и следующий за этим минус в погрузке на Востоке импортного груза. Таким образом, сотрудник РЖД, воспрепятствовавший погрузке груза по железной дороге в своем регионе через некоторое время – причина того, что груз будет передан на автотранспорт.
Что же до сроков… Вы помните утверждение железнодорожного перевозчика – контейнерные поезда именовались ускоренными? Так вот, сейчас контейнерный поезд превратился в самый медленный способ доставки груза по стране. Ведь для того, чтобы сформировать контейнерный поезд нужно сначала накопить контейнеры на станции отправления… И на такое накопление может уйти месяц. А груз для фуры накапливать не надо – просто погрузился и поехал.
Так что контейнеры едут туда, где им лучше.