Ему на смену приходит туристический налог, который, теперь уже по всем правилам, установлен в Налоговом кодексе – глава 33.1. Соответствующие изменения были внесены в Кодекс в пакете с остальными нововведениями налоговой реформы в июле этого года.
С 1 января 2025 года все муниципалитеты в России получают право вводить на своей территории туристический налог. Это значит, что власти на местах вправе самостоятельно решить, будут они вводить такой налог или нет. Для того, чтобы он начал действовать с 2025 года, до 1 декабря текущего года необходимо принять соответствующий закон. В Петербурге, в силу наших особенностей, решение о введении такого налога будут принимать власти региона, а не муниципалитеты. Городской Комитет финансов уже объявил о разработке проекта и в скором времени мы ждем его внесения в Законодательное собрание для рассмотрения.
Так же, как и курортный сбор, туристический налог пополняет бюджет того муниципалитета, в нашем случае – Санкт-Петербурга, в котором он взимается. Это хорошо для города, потому что пополняется именно наш бюджет. Так, только за полгода, пока в Петербурге взимался курортный сбор, казна получила полмиллиарда рублей. С учетом того, что наш бюджет потеряет часть доходов от налоговой реформы, дополнительные средства точно не помешают. Звучали уже и первые прогнозы на 2025-й. Например, вице-губернатор Алексей Корабельников на днях заявил, что эта сумма может составить один миллиард рублей.
Платить турналог в отличие от курортного сбора будут сами средства размещения – гостиницы хостелы, санатории, пансионаты, базы отдыха, кемпинги, мотели и другие объекты, которые предоставляют услуги временного проживания. Обязательное условие – включение средства размещения в реестр классифицированных средств размещения.
По смыслу закона под уплату туристического налога могут попадать в том числе и квартиры и апартаменты. Но пока с этим вопросом определенности нет. В настоящее время идет корректировка Закона «Об основах туристской деятельности в РФ», в котором существенно расширяется перечень средств размещения, подлежащих классификации. Но и в нем нет ясности с посуточными квартирами, апартаментами и гостевыми домами.
Остается ждать принятия закона, постановлений правительства, которые детализируют порядок классификации и виды средств размещения и разъяснений Минфина и ФНС. Пока лишь ясно, что туристов официально и законно можно размещать только в классифицированном объекте. Остальное пока – серая зона.
Ставки налога регион устанавливает самостоятельно. В том числе возможна и их дифференциация в зависимости от сезона или категории средства размещения. Налоговым кодексом установлены только верхние и нижние границы. Минимум 100 рублей, максимум – 1% от цены проживания в 2025 году. Далее до 2029 года максимальная ставка налога будет расти и достигнет 5%. Хоть туристам теперь и не придется при расчете за проживание отдельно оплачивать этот налог, как было в случае с курортным сбором, их затраты не уменьшатся. Это так называемый косвенный налог. Его выделяют отдельной строкой в расчетных документах проживающего и он не включается в налоговую базу по налогу на прибыль. Фактически уплачивает его постоялец в цене размещения. Новая схема лишь упростила порядок расчетов. Однако предоставлять документы, подтверждающие право на льготы, по-прежнему будет необходимо.
Какие ставки будут установлены в Петербурге, какая будет предусмотрена дифференциация и будет ли она вообще – пока неизвестно. Надеюсь, мы будем подходить к этому вопросу разумно и осторожно.