Грузы везут в том числе и по воде. Протяженность внутренних водных путей составляет почти 22 тыс. км, однако навигационный период не превышает 4,5 мес., а по некоторым рекам может составлять всего 10–30 дней. Есть и авиадоставка, но из 31 аэродрома только пять имеют классы «Б» и «В», то есть у остальных взлетно-посадочная полоса не позволяет принимать грузовые самолеты.
Невозможность организации транспортной инфраструктуры в республике оправдывают сложными природно-климатическими условиями: Якутия – это зона вечной мерзлоты. А между тем объем грузовых перевозок в республике превышает 35 млн тонн. А объем грузов, предъявляемых к перевозке, нарастает ежегодно.
Развитие транспортных сетей регионов России осуществляется в соответствии с Транспортной стратегией, рассчитанной до 2030 года, однако ряд национальных целей и задач, связанных с улучшением связанности территорий страны, обеспечением транспортных связей в удаленных регионах, выходит за пределы Транспортной стратегии. Например, вопросы транспортного обеспечения в Арктических регионах раскрываются в семействе нормативно-правовых актов, принятых в развитие указа президента России «Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». Одним из таких документов является разрабатываемая консорциумом «Российский Маглев» на инициативной основе Концепция развития магнитолевитационного транспорта в Республике Саха (Якутия), призванная расширить видение транспортной системы республики после реализации пилотного проекта строительства магнитолевитационной линии на маршруте Мирный – Ленск.
Согласно данным по грузовым перевозкам, ежегодно на маршруте Мирный – Ленск совершается около 180 тыс. рейсов грузовых автотранспортных средств. Данный показатель носит расчетный характер и приведен к транспортировке грузов контейнеровозом. В действительности перевозки осуществляются, вследствие сезонных ограничений, различными типами грузовых автомобилей, суммарно обеспечивающими перевозки порядка 5,5 млн тонн грузов в год. Средняя дальность перевозок составляет 30 км при протяженности маршрута 230 км. То есть полностью маршрут проходит примерно 20% рейсов. Время в пути составляет в среднем 6 часов. Ограничения на движение большегрузных транспортных средств действуют в среднем на протяжении 4 месяцев в году и затрагивают 12 тыс. рейсов: фактически вместо 12 тыс. рейсов большегрузными грузовыми автомобилями выполняется на менее 24 тыс. рейсов автомобилями меньшей грузоподъемности.
В связи с этим выработана единая концепция контрейлерного магнитолевитационного подвижного состава – вагонов, состоящих из автотранспортного модуля, предназначенного для перевозки транспортных средств, и пассажирского модуля, предназначенного для перевозки пассажиров – водителей и пассажиров автотранспортных средств. Концепт грузового контрейлера предполагает фронтальный заезд грузового автомобиля габаритов седельного тягача с прицепом для перевозки контейнеров в левитационный вагон, выполненный по типу крытого железнодорожного вагона. Пассажиры располагаются в пассажирском отсеке, рассчитанном на четыре посадочных места. На время поездки автотранспорт закрепляется противооткатными упорами и дополнительными устройствами нивелирования боковой качки. При использовании магнитолевитационного контрейлера потребность в большегрузных автомобилях снизится в 3 раза, до 66 единиц, в автомобилях меньшей грузоподъемности и вовсе исключается. Весь объем перевозок обеспечивают 17 магнитолевитационных контрейлеров. Более того, если верить расчетам Смирнова, то начальная экономия – почти 2 млн руб. Он доказывает ее цифрами: средняя стоимость магнитолевитационного контрейлера – 36 млн руб., а седельного тягача с прицепом – 12 млн руб., еврофура дешевле, 5 млн руб.
С учетом необходимости обновления автопарка 1 раз в семь лет, а магнитолевитационного – 1 раз в 50 лет на горизонте жизненного цикла подвижного состава экономия на инвестициях составит 11,7 млн руб. в базовых ценах. В эксплуатации средняя себестоимость 1 тонно-км автомобильных перевозок в Республике Саха (Якутия) составляет 20 руб., а магнитолевитационным транспортом – 13,8 руб. За горизонт планирования 50 лет экономия в эксплуатации составит не менее 78,4 млрд руб.