Перед отраслью стоит ряд экономических вызовов: во-первых, бюджетный дефицит. Во-вторых, растущая инфляция. Статистическая инфляция отстает от реальной, каждый [бизнесмен] видит, что заявленная Росстатом годовая инфляция порядка 10% по отрасли фактически достигает 15–16%. Продолжается рост цен и денежной эмиссии. Один из главных вызовов, который продолжит влиять на ритейл в 2024 году – высокая ключевая ставка и заявления Центробанка, что это не предел, и КС может быть поднята до 20%. Понятно, что таким образом правительство охлаждает экономику, но это все равно влияет на логистику и цепочки поставок в нашей отрасли. При такой КС и ее росте производство и развитие бизнеса притормаживается.
Будет изменена база налоговых ставок, изменен подоходный налог, что усилит нагрузку – налог на прибыль. Будет введен повышенный налог на добычу полезных ископаемых, из-за чего поднимется стоимость ресурсов (например, металлов), а значит, подорожает и продукция.
Продолжится дефицит свободных качественных складских помещений, проблемы с международными оплатами.
Еще один отраслевой вызов – рост тарифов на грузоперевозки. Мы опять сталкиваемся с отсутствием контейнеров в Китае, сейчас исследуется возможность отправлять грузы поездами из Поднебесной. Цены на авто и комплектующие будут расти и в 2024, и в 2025 году. В целом ожидается большая проблема с автотранспортом: стоимость грузового автомобиля уже сейчас настолько высока, что если раньше предприниматель или предприятие окупало «Газель» в среднем за 2 года, то сейчас у нового автомобиля уровня «Газель» срок окупаемости 5 лет, а у авто большего тоннажа, от 5 тонн, – 7–10 лет. Мы ожидаем укрупнения рынка и ухода с него небольших компаний, потому что сейчас владеть грузовым транспортом – дорогое удовольствие, которое не все могут себе позволить. Все серьезно. Старый транспорт будет вымываться с рынка, а новый – стоить безумных денег.
Региональные проблемы
В числе вызовов, характерных именно для России – развитие проекта «Цифровая экономика», внедрение электронной транспортной накладной (ЭТрН), которое заставит предприятия обеспечивать себя закупкой нового ПО. Внедрение электронного путевого листа. Дефицит линейного персонала – и комплектовщиков, и кладовщиков, и водителей погрузчиков. Уже сейчас дефицит составляет в среднем 50% по логистическим компаниям. Зарплатные ожидания кандидатов выросли на 30–50 процентов, более того, уже зафиксирован 30-процентный рост среднего размера зарплат на рынке по сравнению с 2023 годом. Самые востребованные вакансии – кладовщик, логист, логист складской техники, водители категории С и курьеры. Также в стране ожидается нехватка упаковки и других транспортных ресурсов, например, палет из-за роста цен на древесину, стеллажей по причине роста цен на металл. Точечным вызовом для компаний станет «Честный знак».