+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.11.2024 16:19:38
Колонка эксперта
РЖД-Партнер

Цифровизация таможенных инструментов идет, но стоит

Подходит к завершению первый этап (2021–2024 годы) реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года.
Цифровизация таможенных инструментов идет, но стоит
В плане в принципе мало пунктов, прямо затрагивающих деятельность участников ВЭД. В основном говорится про взаимодействие таможенных органов с банками, между собой, с органами других государств, о совершенствовании собственной материально-технической базы, правоохранительной деятельности, кадровой составляющей. Участников рынка ВЭД не касаются разделы про пункты пропуска, транзит, интернет-торговлю – все мимо нас. Что может быть потенциально полезно нам – аудит (п. 35) и жалобы (п. 56). На данный момент аудит не работает, жалобы в электронном виде работают. Собственно, все.
И тем не менее реализация заняла уже 4 года, что же изменилось в работе таможни за это время?

Рассинхронизация

Появление Личного кабинета участника ВЭД в системе ФТС во многом облегчило жизнь импортеров и экспортеров. Работа с сервисами позволяет в режиме онлайн бесперебойно работать, получать и передавать необходимую информацию посредством электронного обмена, что экономит много времени и выдает информацию в режиме реального времени.

Но есть и минусы – возможность декларирования напрямую через сайт ФТС сейчас практически невозможна из-за сложности и громоздкости.

Хотелось бы обратить внимание на необходимость упрощения и ускорения корректировки сведений после выпуска, установить временные нормативы для корректировок в зависимости от сложности и важности вносимых изменений. Сейчас этот процесс занимает 30 дней (в лучшем случае).

Продолжается совершенствование электронного обмена данными между таможенными органами и участниками ВЭД. Введение диспетчеризации позволяет избежать ошибок при подаче декларации на товары (ДТ) на не уполномоченный на оформление Центр электронного декларирования (ЦЭД). Так автоматизация процесса контроля сведений о перемещаемых товарах и о внешнеторговых сделках при взаимодействии между постами на границе и постами фактического контроля позволяет в кратчайшие сроки оформить окончание транзита, что положительно влияет на сроки при оформлении товаров в режиме ИМ40. Конечно, нельзя не отметить, что сбои в работе систем таможенных органов сказываются на работе всех постов, как фактического контроля, так и ЦЭДах, это уже ведет к лишним затратам участников ВЭД на хранение груза.

Хочется отдельно отметить, что несмотря на электронный документооборот, а также прямой доступ к сервисам по использованию разрешительных документов и иной значимой информации в электронном виде, при совершении таможенных операций и таможенного контроля – в том числе в целях обеспечения соблюдения запретов и ограничений, – очень часто при оформлении запрашиваются документы в сканированном виде, даже те, которые декларант предоставляет в 44 графе картинкой при подаче ДТ. Это отнимает очень много времени и, бывает, не совсем понятны действия инспекторов в таких ситуациях. Также наблюдаются различия в подходах разных таможенных органов (ЦЭДов) к одному вопросу при приеме и проверке ДТ, что ведет к отказу не только в регистрации – хотя есть инструкция, положениям которой участники ВЭД пользуются при составлении декларации, но и в выпуске. Создается впечатление, что нет «единой настройки» искусственного интеллекта и каждый ЦЭД вводит свои правила, хотя все являются единой системой ФТС и подчиняются единым правилам. Обратная связь с постами работает, но не всегда. И, как остаточные явления из прошлого, до сих пор есть требования по мокрой печати на инвойсе и запрос абсолютно всех документов из возможных для подтверждения таможенной стоимости. В связи с этим было бы неплохо уменьшить количество заявляемых сведений, приведя их к минимумам, указанным в ТК и ФЗ (фактически их намного больше).

К сожалению, применение международных электронных систем верификации и сертификации происхождения товаров пока не работает. У участника ВЭД запрашивают огромное количество документов для подтверждения. И очень часто в последнее время таможенные органы отказывают в принятии сертификации происхождения товаров, несмотря на полный пакет предоставленных данных. Это вызывает вопросы и вынуждает обращаться в суды.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions