И тем не менее реализация заняла уже 4 года, что же изменилось в работе таможни за это время?
Рассинхронизация
Появление Личного кабинета участника ВЭД в системе ФТС во многом облегчило жизнь импортеров и экспортеров. Работа с сервисами позволяет в режиме онлайн бесперебойно работать, получать и передавать необходимую информацию посредством электронного обмена, что экономит много времени и выдает информацию в режиме реального времени.
Но есть и минусы – возможность декларирования напрямую через сайт ФТС сейчас практически невозможна из-за сложности и громоздкости.
Хотелось бы обратить внимание на необходимость упрощения и ускорения корректировки сведений после выпуска, установить временные нормативы для корректировок в зависимости от сложности и важности вносимых изменений. Сейчас этот процесс занимает 30 дней (в лучшем случае).
Продолжается совершенствование электронного обмена данными между таможенными органами и участниками ВЭД. Введение диспетчеризации позволяет избежать ошибок при подаче декларации на товары (ДТ) на не уполномоченный на оформление Центр электронного декларирования (ЦЭД). Так автоматизация процесса контроля сведений о перемещаемых товарах и о внешнеторговых сделках при взаимодействии между постами на границе и постами фактического контроля позволяет в кратчайшие сроки оформить окончание транзита, что положительно влияет на сроки при оформлении товаров в режиме ИМ40. Конечно, нельзя не отметить, что сбои в работе систем таможенных органов сказываются на работе всех постов, как фактического контроля, так и ЦЭДах, это уже ведет к лишним затратам участников ВЭД на хранение груза.
Хочется отдельно отметить, что несмотря на электронный документооборот, а также прямой доступ к сервисам по использованию разрешительных документов и иной значимой информации в электронном виде, при совершении таможенных операций и таможенного контроля – в том числе в целях обеспечения соблюдения запретов и ограничений, – очень часто при оформлении запрашиваются документы в сканированном виде, даже те, которые декларант предоставляет в 44 графе картинкой при подаче ДТ. Это отнимает очень много времени и, бывает, не совсем понятны действия инспекторов в таких ситуациях. Также наблюдаются различия в подходах разных таможенных органов (ЦЭДов) к одному вопросу при приеме и проверке ДТ, что ведет к отказу не только в регистрации – хотя есть инструкция, положениям которой участники ВЭД пользуются при составлении декларации, но и в выпуске. Создается впечатление, что нет «единой настройки» искусственного интеллекта и каждый ЦЭД вводит свои правила, хотя все являются единой системой ФТС и подчиняются единым правилам. Обратная связь с постами работает, но не всегда. И, как остаточные явления из прошлого, до сих пор есть требования по мокрой печати на инвойсе и запрос абсолютно всех документов из возможных для подтверждения таможенной стоимости. В связи с этим было бы неплохо уменьшить количество заявляемых сведений, приведя их к минимумам, указанным в ТК и ФЗ (фактически их намного больше).
К сожалению, применение международных электронных систем верификации и сертификации происхождения товаров пока не работает. У участника ВЭД запрашивают огромное количество документов для подтверждения. И очень часто в последнее время таможенные органы отказывают в принятии сертификации происхождения товаров, несмотря на полный пакет предоставленных данных. Это вызывает вопросы и вынуждает обращаться в суды.