Сейчас закладывается основа для совместных проектов крупных туроператоров с местным бизнесом, рассказал вице-президент АТОР Александр Сирченко. С большинством территорий Дальнего Востока такие партнерские документы уже подписаны.
«Мы массовый туроператор и понимаем, что стабильность по турпотоку не менее важный фактор для его наращивания в регионах. Если вы готовы работать с федеральными туроператорами и готовы формировать туристический продукт, который соответствует требованиям и запросам как российского, так и иностранного туриста, то мы готовы делиться технологиями и современными системами по созданию таких продуктов», – заявил А. Сирченко.
Как отметил директор ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма "Турпомощь"» Александр Осауленко, раньше федеральные игроки и раньше работали с Дальним Востоком, но стояла цель в том, чтобы увезти отсюда местного туриста по своему турпакету. Теперь стоит задача привести сюда любителей путешествий. Речь идет и об иностранцах. «Если раньше иностранным туристам нужны были только Москва и Санкт-Петербург, то теперь интересы совершенно разные. Индусы ездят в Архангельск, японцы – в Сочи, швейцарцы – в Дагестан. И то что раньше не продавалось на каких-то рынках, это не значит, что этот продукт не имеет смысла предлагать сейчас», – обращает внимание генеральный директор туроператора «Интурист» Александр Мусихин.
Между тем важна стоимость предложения. Если не брать во внимание Восточную Азию, в частности Китай, то для гостей из других стран поездка на Дальний Восток – достаточно дорогой тур.
«По данным Всемирной туристской организации, средняя стоимость тура составляет в мире $1,4 тыс. на одного человека. Если мы возьмем Ближний Восток, Южную Азию, то тур в Россию, в том числе на Дальний Восток, будет значительно выше этой суммы. Поэтому здесь ценовой сегмент не то что бы имеет заградительный характер, но существенно влияет на продажи», – отметил А. Мусихин.
Летайте самолетами
Безусловно, важнейший вопрос, который связан с развитием туристских поездок по Дальнему Востоку, – уровень транспортных сообщений.
По словам А. Осауленко, после пандемии хорошими темпами восстанавливается туробмен между Россией и Китаем, но сдерживающим фактором в немалой степени остаются логистические связи.
«Логистика на сегодняшний день – это кровеносная система туризма, без нее практически невозможно создавать качественный, безопасный, популярный продукт», – подчеркивает эксперт.
С учетом протяженности территории ДФО и разброса дестинаций большая нагрузка ложится на авиацию, отмечает зампред правительства Республики Саха Анатолий Семенов.
«У нас больше туристов оттуда, откуда прямые рейсы. Например, с Хабаровским краем у нас 9 рейсов в неделю. Это самое большое количество рейсов после Москвы. Видим, что с Хабаровского края реально много туристов», – свидетельствует он.
Как известно, Дальний Восток попадает под действие программ по субсидированию полетов. Эту практику, считает А. Семенов, необходимо расширять внутри региона.
«Надо развивать рейсы Якутск – Петропавловск-Камчатский, Якутск – Южно-Сахалинск, например, ездить на горнолыжные курорты. На самом деле это гораздо ближе, чем ездить в Сочи, и дешевле. Раньше такие рейсы были, нужно [сеть] восстанавливать», – заключил чиновник.