Неоднозначная ситуация сложилась с Китаем – изначальный процент пошлин составлял 145% (125% ответный +20% «фентаниловый»). После этого в КНР установили ответный сбор в размере 125% на импорт из США. А уже в пятницу, 25 апреля, в Поднебесной заявили, что будут игнорировать тарифы Дональда Трампа. Вскоре США объявили о временной отмене действия «взаимных» таможенных пошлин на электронику, включая процессоры, компьютеры, смартфоны и жесткие диски. Исключение распространилось как на сборы в размере 125% на товары из Китая, так и базового 10% тарифа.
Решение было принято с целью защитить американцев от роста цен. Как отметил в беседе с редакцией РЖД-Партнера кандидат экономических наук, доцент кафедры международного бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ Евгений Сумароков, введение новых таможенных пошлин в США затронет в первую очередь самих американских потребителей. «Поскольку пошлины платит американская компания, импортирующая продукцию, эта надбавка перекладывается на потребителя в виде более высоких цен», – объяснил эксперт. Кроме того, такая приостановка трактуется как стремление обезопасить компании Samsung и Apple.
Однако следует быть готовыми, что это решение носит лишь временный характер. «Не было никакого «исключения» для тарифов, – заявил глава США Трамп в сообщении в социальных сетях в воскресенье. – Эти продукты подпадают под действие существующих 20% тарифов на фентанил, и они просто переходят в другую тарифную «корзину». «Мы не будем заложниками других стран, особенно враждебных торговых стран, таких как Китай», – добавил президент.
Основные факторы изменения цен
В рамках торговой войны повышение США ставок таможенных пошлин на китайские товары, включая электронику, вызвало цепную реакцию на глобальных рынках. Влияние новых пошлин усиливает изменения в ценообразовании, структуре импорта и потребительском поведении. В сложившейся ситуации хрупкой стабильности покупателям по-прежнему непонятно: ждать окончательных решений Трампа или покупать гаджеты прямо сейчас? Как отмечает исполнительный директор магазина «Яблоки» в Петербурге Ренат Рахимов: «Российский рынок, в условиях санкций и ограниченного доступа к официальным каналам поставок, оказался особенно уязвим».
Как отмечают эксперты, сразу после введения пошлин на российском рынке отмечался ажиотажный спрос покупок техники Apple, Samsung и Sony, связанный с опасениями покупателей. Так, приводит статистику Рустам Рахимов, продажи iPhone выросли на 22%, PlayStation – на 18%, телевизоров Sony – на 15% по сравнению с мартом этого года. «Потребители стремились приобрести технику до дальнейшего удорожания. Однако во втором полугодии 2025 года прогнозируется замедление спроса из-за роста цен и снижения реальных доходов населения», – добавил он.
Согласно оценкам GfK, рост цен для техники, ввозимой через официальные каналы, составит 15–30%. Самый большой подъем ожидается в сегменте премиальных смартфонов, игровых консолей и ноутбуков. Одним из факторов увеличения цен эксперт по международному бизнесу, защите интеллектуальной собственности и управлению стартапами в Китае и ЮВА Эдуард Коновалов называет рост себестоимости товаров, собираемых на локализованных производствах. Такая тенденция будет связана с подорожанием импортных компонентов для техники, вроде дисплеев и микросхем. Как отмечает эксперт, еще в мае 2024 года, когда США увеличили пошлины на электронику из Китая до 25–50%, произошел рост стоимости компонентов и готовой продукции для глобальных брендов, таких как Apple, Samsung и Sony. Ранее у этих компаний наблюдалась минимальная маржинальность.
Еще одна актуальная для российского рынка проблема – усложнение сервисного обслуживания. «Бренды, ушедшие из России, не предоставляют гарантий, перекладывая ответственность на продавцов», – объяснил Эдуард Коновалов. Ренат Рахимов также пояснил, что дополнительно давление на цены усиливают нестабильность рубля и высокая ключевая ставка Центрального банка (21%). Эти показатели, помимо прочих, также увеличивают издержки на импорт.
Изменения логистики и подорожание товаров параллельного импорта
Если говорить о товарах параллельного импорта, здесь повышение цен будет варьироваться от 20–25% в зависимости от категории товара и валютных колебаний. Такая динамика объясняется удорожанием логистики и увеличением затрат посредников на таможенные платежи и акцизы. На данный момент в международной торговле уже сформировались глобальные маршруты поставок товаров, которые основаны на технологических цепочках. «Новая протекционистская политика США приведет к изменениям в логистике, вынуждая экспортеров искать альтернативные пути для реализации своей продукции, возможно, через третьи страны. С уверенностью можно сказать, что это долгосрочный процесс», – подчеркивает Евгений Сумароков.
Среди примеров – компания Samsung, которая уже производит смартфоны во Вьетнаме. Реализуемая многими брендами стратегия стратегия «Китай+один», как утверждает доцент Финансового университета, стала популярной, поскольку компании стремятся снизить расходы и уменьшить свою зависимость от одного региона. Компания Apple, в свою очередь, начала экспортировать в США модели iPhone, произведенные в Индии, чтобы противостоять более высоким пошлинам на товары, сделанные в Китае, где расположено большинство заводов, занимающихся сборкой iPhone.
В целом, прогнозирует Евгений Сумароков: «Перемещение части производственных мощностей электротехнических компаний за пределы Китая, где сейчас сосредоточено основное производство, в Южную и Восточную Азию активизируется». Эксперт подытоживает, что резкого скачка цен ожидать не следует. По его мнению, компании, которые захотят оставаться конкурентоспособными, постараются покрыть часть расходов, чтобы сохранить отпускные цены на прежнем уровне. «Для того чтобы не отпугнуть клиентов, на первом этапе бизнес постарается поддержать стабильные цены, а затем постепенно переложить расходы на потребителей через пакеты услуг, обновления экосистемы и другими способами, чтобы они не оказались для потребителя обременительными», – считает эксперт.
Запасы электроники в России – на сколько их хватит?
В таком случае возникает закономерный вопрос – хватает ли на российском рынке товаров, чтобы обеспечить поднявшийся спрос? Значительная часть российского рынка электроники на сегодняшний день все еще зависит от импорта. Согласно статистике АКИТ и Минпромторга, запасы электроники на складах крупных сетей смогут обеспечить продажи на ближайшие 2–3 месяца. При этом наиболее дефицитными становятся востребованные модели смартфонов, ноутбуков и игровых консолей.
Кроме того, как отмечает Эдуард Коновалов, на складах осталось 12–14% товаров от непопулярных брендов. Они могут быть со скидками распроданы уже к концу текущего года. А уже после истощения запасов на российском рынке ожидается «рост зависимости от параллельного импорта, удлинение сроков поставок и возможный дефицит популярных моделей».
Потребителям все же придется подготовиться к повышению цен на товары. По мнению Рената Рахимова, после истощения запасов розничные цены могут дополнительно вырасти на 10–15%. В качестве способа экономии на электротехнике Евгений Сумароков предлагает покупателям вместо новейших или подержанных товаров обратить внимание на прошлогодние модели. «Если сделки предусматривают условие trade-in, то обмен или продажа подержанной модели может помочь компенсировать расходы», – заключает он.
Однако в то же время в журнале Appleinsider потребителям сообщили, что они могут выбирать устройства в спокойном режиме, без страха перед резким поднятием цен. «Текущие запасы техники обеспечивают стабильность рынка как минимум до конца лета», – сказано на сайте издания. В материале также отметили, что повышение цен на сентябрьские новинки составит не более 5–10%. Такой показатель, сообщает Appleinsider, вполне укладывается в стандартную динамику рынка: «Пошлины Трампа здесь ни при чем – российский рынок продолжает работать независимо от американских изменений».
Китайская альтернатива
В сложившейся ситуации все больше альтернативы потребителю предлагают китайские производители. Эдуард Коновалов акцентирует, что китайские производители (Xiaomi, Haier) доминируют в бюджетном сегменте уже сейчас, вытесняя европейские и американские марки. Наиболее пострадавшими брендами становятся представители премиум-сегмента: Apple, PlayStation, BMW – их товары становятся менее доступными из-за высоких пошлин и логистических сложностей. Европейские производители, такие как Bosch и Siemens, также теряют долю рынка из-за роста цен и переориентации на параллельный импорт. Российские производители (Polaris, Scarlett) конкурируют ценой и адаптацией к местным условиям, но уступают в технологичности.
Следовательно, на рынке наблюдается явный сдвиг в сторону китайской техники. Бренды Xiaomi, Haier и Hisense уже занимают 21% рынка малой техники по выручке и китайские бренды авто – 50% автомобильного сегмента. «Китайская техника привлекает низкой стоимостью и энергоэффективностью, но здесь важно проверять наличие сервисных центров и локализованных версий (например, поддержка русской клавиатуры)», – отмечает Эдуард Коновалов. По словам Р. Рахимова, сегодня китайские марки способны удовлетворить до 60% спроса на смартфоны, ноутбуки и бытовую электронику среднего уровня. «Разрыв в технологическом уровне между китайскими и западными марками существенно сократился, делая китайскую продукцию все более конкурентоспособной», – добавляет он.