Железная дорога принимает импортные потоки
Логистика поставки товара изменилась, говорит Наталья Зубкова, заместитель начальника Шушарского таможенного поста. Год назад грузы, в основном, шли из Европы, сейчас – из Китая.
«Как правило поступают товары народного потребления, сантехника, а также оборудование для производства. Но основная номенклатура, которая поступает на пост – автозапчасти, шины», — перечисляет она.
Причем год назад чаще всего импорт, поступающий из Евросоюза завозили автотранспортом. И Шушарский таможенный пост, в основном, обрабатывал грузы, ввозимые большегрузами. В первом полугодии 2023 года автотранспорт в грузообороте задействуют реже, добавляет Наталья Зубкова. Пока речь идет о снижении грузопотока процентов на 10 всего объема, поступающего на таможенный пост в Шушарах.
«Автотранспортом из Европы ввозят детское питание, чай и кофе, а также медицинское оборудование и медикаменты. Список импорта значительно сократился», — продолжает она.
Китай, который замещает большую часть грузов, для поставок задействует железнодорожную сеть.
Внимание, контейнерный поезд прибывает
По 80 контейнеров обрабатывает Шушарский таможенный пост ежедневно. Минимум, по четыре контейнерных поезда в неделю. Бывало, что поезда прибывали через день, устало признается Наталья Зубкова.
«Для Шушарского таможенного поста это пятикратное увеличение. Сейчас это 15 тысяч контейнеров, а год назад – всего три тысячи контейнеров. Могут приходить отдельные вагоны, но этот вид подвижного состава теряет у грузоотправителей популярность», — говорит она.
Сегодня таможенный пост в Шушарах встречает очередной контейнерный поезд из Китая в 56 вагонов. В Россию он ввез бытовую технику, электросамокаты и станки. Здесь, в Шушарах, его выводят на пути необщего пользования. В зоне таможенного контроля одновременно могут разместить по четыре поезда. Проверяем обычные пломбы, которые ставят на контейнеры или отправитель, или сотрудник таможни, говорит Андрей Коваленко, главный государственный таможенный инспектор.
«Также железная дорога свою пломбу вешает на контейнеры. Проверяем, чтобы эти пломбы не вскрывали по пути следования. Это мы делаем вручную. На транзитных контейнерах размещены навигационные пломбы и их отслеживают по электронной системе», — продолжает он.
Инспекторы далее производят осмотр и досмотр контейнеров.
«Каждый ящик, все коробки, которые размещены внутри контейнера, необходимо вскрыть, пересчитать, взвесить, сверить с таможенной декларацией», — говорит он и вскрывает содержимое контейнера. Содержимое совпало с таможенной декларацией. Контейнер инспекторы могут проверять, максимум, до 10 дней. Однако таможенники в Шушарах такие сроки не могут себе позволить, они уже научились проверять контейнеры дня за два, продолжает Андрей Коваленко.
«Проверяются не все контейнеры в поезде. С одного поезда - пять, максимум», — говорит он.
Со слов Натальи Зубковой нагрузка на инспекторский состав возросла, и причем, значительно. Но расширения штата таможенники только ждут. Поэтому в пять раз больше груза обрабатывают те же инспекторы, что и обрабатывали грузы в прошлом году.
«Круглосуточно мы не работаем, но работаем ежедневно с 9 утра до 9 вечера. По 12 часов ежедневно», — говорит он.