Ситуация изменилась с прибытием в Ленинград 13 сентября Георгия Жукова. Оборону города взялись спешно укреплять. Примерно за полмесяца многие немецкие дивизии потеряли больше половины своих солдат и боевой техники. Группа армий «Север» так и не захватила Ленинград, заодно перестав быть мобильной.
Фиаско при попытках взять город штурмом обернулось внезапным решением – заморить ленинградцев голодом. Для этого фашистам необходимо было полностью блокировать город. В связи с этим доставку в Ленинград стали осуществлять по Дороге жизни. Она начиналась в Вологде, проходила через Тихвин и Волхов, откуда по одноименной реке, впадающей в Ладогу, грузы на речных баржах шли до порта Осиновец, где уже из озерных барж перекочевывали в вагоны и по железной дороге в несколько этапов с учетом ширины колеи доставлялись до поджидавшего их автомобильного транспорта.
8 ноября немцы, успев объединиться с финской армией, взяли Тихвин и железную дорогу, по которой русские отправляли провиант и боеприпасы к Ладоге. Снабжать Ленинград по воздуху не представлялось возможным. Последняя надежда была на водный путь. Благо часть Ладожского озера оставалась в руках советских войск. И после того, как почти за три недели удалось построить новую автодорогу в обход Тихвина, грузы снова отправились в Ленинград.
С приходом морозов дорогу проложили уже по льду. Для этого пришлось долго следить за озером – как поведет себя ледовое покрытие под тяжестью грузов. Испытания прошли успешно. А когда морозы усилились, появилась возможность доставлять в город еще больше грузов. И хотя часто происходили поломки, да и враг не дремал, устраивая обстрелы с воздуха, Ленинград постепенно оживал.
После освобождения Тихвина и восстановления разрушенных мостов грузы вновь пошли по железной дороге. Путь до озера сократился в разы. Строились новые дороги. Советские ученые поняли, как устанавливать зенитные орудия на льду, а укреплять его помогали водолазы. Общими усилиями, ценой многочисленных жертв и потерянного здоровья люди справились и в итоге отбили натиск врага, который серьезно просчитался, будучи уверенным в том, что снабжать огромный город по ледовым переправам невозможно ни при каких обстоятельствах.
Напомним, что в этом году журнал РЖД-Партнер подготовил специальный проект «Дороги блокады». 8 сентября 1941 года пали последние населенные пункты, и город на Неве оказался в полной изоляции. Потребовались дни, месяцы и годы, чтобы связующие ниточки были восстановлены… Автор проекта – журналист Татьяна Куценина. Специальный проект доступен по ссылке.