Программа «Безопасные качественные дороги», завершающаяся в этом году, не сняла остроту проблемы состояния капитальных мостов, путепроводов, эстакад. Особенно это касается дорожной сети регионального подчинения.
«В настоящее время к нам поступили материалы о состоянии мостов и путепроводов в 17 субъектах РФ. Эта информация позволяет сказать, что проблемных объектов большое количество», – рассказал на недавнем заседании рабочей группы по мониторингу реализации нацпроекта БКД зампред комитета Совфеда по экономической политике Александр Трембицкий.
Замдиректора департамента строительства правительства РФ Григорий Волков проинформировал, что на сегодняшний день на дорогах разного значения в стране насчитывается порядка 6 тыс. искусственных сооружений в аварийном состоянии. В связи с этим одной из ключевых задач нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни» станет их замена и ремонт. На 2025–2027 годы 1,2 тыс. таких сооружений уже обеспечены финансированием, сообщил чиновник.
Как известно, одним из приоритетов в дорожной политике станет развитие опорной сети дорог. В работоспособном состоянии находится чуть более 3 тыс. сооружений, относящихся к ней, или 55,4%. В неудовлетворительном – 1,8 тыс. (33,1%), предаварийном – 370 (6,8%), аварийном – 258 (4,7%).
Обеспокоенность, помимо прочего, вызывает серьезное количество неудовлетворительных объектов, подчеркнул гендиректор Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами (РАДОР) Игорь Старыгин. «Это говорит о том, что еще немножко, если мер не принимать, достаточно большая доля мостов будет в критическом состоянии», – убежден он.
В 2024 году в рамках реализации нацпроекта БКД в нормативное состояние будут приведены 677 мостов и путепроводов. Если смотреть по цифрам, то проблема с аварийными и предаварийными объектами на опорной сети в ближайший период вполне решаема.
«Но какой процент из этих мостов, которые в работе, в каком они состоянии находятся и где те приоритеты, относятся ли они к аварийным и предаварийным или иным – к сожалению, не сегодня информации нет», – констатирует И. Старыгин.
В этой связи РАДОР внес свои предложения. Первое, при разработке и согласовании программ развития дорожной инфраструктуры в обязательном порядке нужно определять объекты, которые находятся в аварийном/предаварийном состоянии, уделяя им первостепенное значение. Во-вторых, финансирование на них должно выделяться в более ранние сроки (на опорной сети – к 2028 году) и в объеме достаточном для приведения сооружений к нормативу.
За китайским опытом
При реконструкции действующих мостов часто строятся дублеры, да и потребность в появлении новых мостовых переходах достаточно велика. В частности, только по линии Росавтодора предполагается возвести в рамках обновленного 5-летнего плана дорожной деятельности свыше 500 искусственных сооружений общей протяженностью более 65 км.
В частности, Федеральное агентство планирует постройку таких масштабных и сложных с инженерной точки зрения объектов, как мост через Волгу в рамках Южного обхода Саратова и мост через Вуоксу на обходе Приозерска.
Строить нужно быстро и добротно. Г. Волков призвал профессиональное сообщество обратить внимание на упрощение требований к строительству мостовых сооружений: «При наличии типовых проектов застройщики готовы возводить такие объекты».
Проблемных объектов в стране так много, что, возможно, стоит взять на вооружение китайский опыт, предлагает сенатор Сергей Брилка, в части перехода на новые конструкции мостов, оптимизируя строки строительства.
«Может быть, увеличить пролетное строение этих мостов… Мы зачастую работаем максимум 24-метровыми пролетными строениями и начинаем в воде возводить опорные столбы и т. п. Может, есть смысл включить нашу науку? У нас сегодня есть примеры такого строительства, когда возводятся большие пролеты: опору с одной стороны возвели и с другой, надвинули [пролетные строения]. И все значительно дешевле, быстрее, красивее», – отметил С. Брилка.