Опираться на собственные силы и сохранять независимость от зарубежных поставщиков рекомендуют в Минэкономразвития. Здесь заявили о наращивании внешнеэкономических контактов, а также о необходимости не «замыкаться» в себе и учиться лучшему у партнеров из других стран. Именно на этих принципах Минэкономразвития России выстраивает сейчас работу на внешнем и внутреннем контуре страны, сообщила пресс-служба ведомства, ссылаясь на слова Максима Решетникова, министра экономического развития России.
«Рассчитываем, что члены Торгово-промышленной палаты России будут активно выходить на новые рынки и рынки дружественных стран, развивать кооперационные связи с коллегами за рубежом, а также выпускать качественную и конкурентоспособную продукцию», – отметил М. Решетников.
Правительство России готово оказывать по этим опросам всю необходимую поддержку – в том числе в рамках нового нацпроекта по поддержке международной кооперации и экспорта, который курирует Минпромторг России, добавил он. Он также подчеркнул, что экспорт играет значимую роль в развитии страны. Сейчас на него приходится четверть ВВП. В ближайшие 3 года он призван обеспечить до 10% роста российской экономики. Для этого в России идет переориентация на рынки дружественных стран. В данный момент на них приходится более 80% всего товарооборота.
В числе ключевых стран, с которыми Россия развивает активный диалог названы государства Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока.
«С Китаем и Индией расширяем повестку взаимодействия, со странами Юго-Восточной Азии – укрепляем сотрудничество, с Турцией – наращиваем торговые связи, с Арабскими Эмиратами и Саудовской Аравией – развиваем инвестиционное сотрудничество, с Бразилией – выстраиваем контакты в науке, технологиях и образовании, с Африкой – развиваем внешнюю торговлю, совместные проекты и инвестиции», – отметил М. Решетников.
Взаимная торговля между Россией и Африкой уже несколько лет стабильно растет. За 9 месяцев 2024 года рост торговли составил 15%, к 2030 году ожидается рост в 1,5 раза за счет увеличения экспорта пшеницы, оборудования и нефти, а также роста импорта овощей, фруктов, орехов, минеральных продуктов и продукции химпрома.
В центре внимания правительства, по его словам, – снятие барьеров для доступа российской продукции на рынки других стран.
«Только в этом году нам удалось добиться либерализации для российских поставщиков более 30 торговых норм», – резюмировал М. Решетников.
Экспортеры на новых рынках
Российские экспортеры арматурного проката и катанки освобождены от защитной пошлины в Узбекистане, за российским бизнесом сохранена возможность продолжать поставки горячекатаного проката в Турцию, сохранено его право на адаптацию к новым требованиям в сфере технического регулирования в Азербайджане и Индии, возвращены пошлины за ввезенные во Вьетнам машинокомплекты для производства российских автомобилей, подчеркивает пресс-служба Минэкономразвития. Сообщается, Минэкономразвития России в уходящем году поддержало экспорт российской продукции более чем на 36 млрд рублей.
«В дальнейшем министерство планирует улучшить этот показатель за счет развития инструментов альтернативного решения споров с дружественными странами, чтобы российские инвесторы без суда могли оперативно решать свои вопросы за рубежом», – сообщает пресс-служба.
Переориентация на новые рынки открывает перед российскими компаниями новые перспективы, но и ставит перед ними новые вызовы, сообщает пресс-служба РЭЦ (Российский экспортный центра, входит в группу ВЭБ.РФ). Среди барьеров для наращивания экспорта отмечается как проблемы с валютными расчетами, так и сложность в построении и освоении мультимодальных перевозок. Подчеркивается, есть как сложность прохождения по маршрутам, так и сезонные проблемы с доставкой сыпучих грузов, а также вопросы страхования грузов.
Остро стоит проблема недостатка информации, необходимой для работы с новыми контрагентами, особенно в некоторых странах, отмечают в РЭЦ. Рассчитывать на то, что новые зарубежные рынки будут осваиваться сами по себе, только под воздействием частной инициативы, без участия государства, наивно, утверждает Петр Мозиас, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН и доцент департамента мировой экономики НИУ ВШЭ
«В экономической теории есть понятие экстерналий, или внешних эффектов. В данном случае положительный внешний эффект заключается в том, что компании-пионеры, осваивающие новые рынки, несут значительные транзакционные издержки и создают положительный имидж российской продукции, которым затем могут бесплатно или почти бесплатно воспользоваться другие компании. Таким первопроходцам очень нужна государственная поддержка экспорта», – заключает П. Мозиас.