7,9 трлн руб. – это объем e-com продаж, совершенных в 2023 году, годом ранее показатель был на уровне в 5,3 трлн руб. Сергей Семко, ведущий аналитик Data Insight, прогнозирует рост показателя в 2024 году на 36%, до 10,7 трлн руб. Причем деньги маркетплейсы зарабатывают не столько в столицах, сколько в регионах. Если у ритейлера нет региональных продаж, не подключены федеральные службы доставки, то он уже опоздал и ему срочно нужно сокращать отрыв от лидеров рынка, продолжает эксперт. Впрочем, он тут же оговаривается, динамика роста объемов продаж показывает снижение, в 2023 году показатель прирос на 48%, а в будущем 2025 году кривая, по прогнозу, покажет рост всего лишь на 26%.
«Ниспадающий тренд показывает некую зрелость рынка. Тем не менее рост продолжается, и на растущем рынке найдется место и транспортным компаниям, которые осуществляют деятельность по доставке этого товара», – объясняет он.
Маркетплейсы все больше и больше захватывают внимание потребителя, добавляет эксперт. Однако ритейл и маркетплейсы не уделяют должного внимания организации логистики. В 2024 году маркетплейсы передали логистическим компаниям только 4% отправлений, еще 10% отправлений доставили потребителю собственные службы магазинов. Большая часть доставок осуществляется за счет собственных транспортных компаний, такую политику избрала большая четверка маркетплейсов – WB, Ozon, Яндекс-Маркет и Мегамаркет. Их объем рынка – 4,4 трлн руб.
«Сторонним компаниям достается крайне мало. Но одновременно нельзя не отметить тренд: компании предпринимают некоторые действия по передаче доставки товара на сторону. Ozon, например, активно использует сторонних подрядчиков, в их числе и сторонних и активных логистов», – объясняет он.
Более 4,6 млн отправлений доставлено в 2023 году, рост относительно 2022 года – более 82%, тогда доставили чуть меньше 2,6 тыс. заказов. Какое-то время назад маркетплейсы и интернет-магазины заказы свозили в пункты выдачи заказов (ПВЗ). Причем несколько лет назад они были мультибрендовыми, заказы здесь хранили минимум семь маркетплейсов. Но в 2023 году тренд изменился: ПВЗ выдают товар только от одного маркетплейса. Согласно опросу Data Insight забрать заказ из ПВЗ готовы до 27%, еще 21% готовы общаться с курьером, который доставит заказ или на работу, или домой, 9% респондентов идут за заказом на Почту России. Но есть и те, кто готов идти за заказом из интернет-магазина в офлайн-магазин. Удивительно, но рост спроса на товары из маркетплейсов способствует росту запроса на доставку товаров в офлайн-магазины, продолжает С. Семко.
Логист: или пан, или пропал
Ритейлеры и производители тоже, если хотят удержать маржу, должны идти в маркетплейсы, ведь это еще один дополнительный канал продаж, говорит С. Семко. И уже многие самостоятельные ритейлеры и производители, кроме продаж в собственных интернет-магазинах, идут в маркетплейсы. Среди выигравших от роста e-com – логисты, которые мало того что знают дороги и могут доставить груз быстрее и дешевле, так еще и смогли договориться как с маркетплейсами и интернет-магазинами, так и с ПВЗ, Почтой России или офлайн-магазинами, которые эти заказы отдают конечному получателю. То есть в выигрыше те транспортные компании, которые взяли на себя так называемую среднюю милю – перевозку груза между складами и ПВЗ. Впрочем, маркетплейсы отдают сторонним транспортным компаниям и исполнение перевозок на первой и последней миле. Но это – небольшая часть трафика, а значит, небольшие деньги за оказанные услуги, – говорит С. Семко.
«Это – высококонкурентный рынок, часто тендерный или аукционный с малой добавленной стоимостью, поэтому с большим числом малых исполнителей. Он не дает логистам высокую маржу», – разъясняет С. Семко.
Службы доставки проигрывают на рынке, если ориентируются исключительно на работу с крупным интернет-магазином или маркетплейсом, добавляет он. Нишевые интернет-магазины и ритейлеры, например, предлагают дополнительный сервис, в их числе – доставка крупногабаритной техники. Ниша всегда найдется для профессионала, настаивает эксперт. Правда, такой нюанс, как короткие сроки доставки кратно увеличивает продажи, но одновременно увеличивает затраты на логистику, продолжает С. Семко и предлагает логистическим компаниям, работающим с интернет-магазинами, договориться о балансе.
«Попробуйте перераспределить товар в регионы, учитывайте стоимость хранения и заморозки товарного запаса. Экспериментируйте аккуратно: или мониторьте конкурентов, или покупайте чужую экспертизу. Можно даже воспользоваться услугами агрегаторов доставки для сокращения сроков», – разъясняет С. Семко.