«Это просто крик души, нужны высококлассные специалисты в транспортной отрасли, очень нужны, особенно в автомобильной отрасли и сфере мультимодальных перевозок», – заявляет Елена Шерышева, заместитель директора департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии, выступая на международной конференции по развитию человеческого капитала. Ее участники спорили об инновациях, необходимых для устойчивого развития транспорта.
Нужны высококлассные транспортники, которые знают и языки, и международное право, но их нет, добавляет она. Россия, чтобы повысить уровень профессиональных сотрудников транспортных предприятий, разрабатывает профстандарт профессий, востребованных как бизнесом, так и госструктурами. Однако в государствах – членах Евразийского экономического союза такая задача даже не стоит. Более того, государства даже не проявляют заинтересованность.
«Хочу отметить, не всегда представители евразийской комиссии участвуют в мероприятиях, проводимых, например, в Министерстве образования России или МИИТ», – говорит Е. Шерышева.
Рынок труда общим для стран ЕАЭС стал почти 10 лет назад. Но за минувшее десятилетие кадры, которые работают на совместных транспортных и инфраструктурных объектах, отвечают только количественным запросам, а вот качественным – нет, продолжает эксперт. Поднять последний пункт должно профессиональное образование, но сквозного образования в сфере транспортных технологий для всех стран ЕАЭС тоже нет. Транспортное образование – это новая сфера евразийского интеграционного объединения, признается Е. Шерышева.
«Новые транспортные проекты предусматривают гармонизацию и инвентаризацию образовательных программ. Прежде всего речь идет об инженерном образовании транспортной сферы, это сквозное образование, и оно присутствует во всех государствах – участников ЕАЭС», – констатирует она.
А между тем, как заявили участники Международной конференции КСТП / РУТ (МИИТ), сотрудники транспортных предприятий стран ЕАЭС должны изучать языки, международное право, а также законы и нормативную базу не только пяти стран, которые входят в Евразийский экономический союз, но и множества других стран. Заявлено, что таковы реалии времени и экономической конъюнктуры.
Все дороги ведут в Китай
Товарооборот России и Китая по итогам первых двух месяцев 2022 года вырос на 38,5%, до $26,4 млрд, об этом свидетельствуют обнародованные в конце прошлой недели данные главного таможенного управления Китая. Поставки из России в Китай увеличились на 35,8% и достигли $13,813 млрд. Импорт за этот период вырос на 41,5%, до $12,6 млрд. По итогам прошлого года товарооборот между Россией и Китаем вырос на 35,8% и составил рекордные $146,8 млрд. Хотя, как признается ректор Пекинского объединенного университета Го Фу, это пока рекорд, страна намерена довести товарооборот до отметки в $200 млрд.
«Перевозки между нашими странами растут. Но затраты на логистическую отрасль крайне высокие. Итоги прошедшего 2021 года показали, что операционная эффективность крайне низкая. Наша совместная задача – снизить себестоимость перевозок», – говорит Го Фу.
Международный валютный фонд уже прогнозирует нехватку рабочей силы, а это значит, что наши страны должны ответить на трехсторонний вызов – деловой, экономический и технологический, добавляет эксперт. И если не создать запас рабочей силы, а также не повысить у этого трудового запаса уровень компетенций, то «новая экономика» не выдержит – неминуемы сбои в цепочках поставок, а значит, дальнейший рост цен.
«Необходима нормализация затрат на рабочую силу, все трансграничные логистические компании должны оптимизировать цепочки. Повторюсь, сейчас затраты и высокие, и не всегда эффективные. Высокий коэффициент по отношению к ВВП, влияют на экономику всех стран», – резюмирует он.
Ректор пекинского информационного профессионально-технического института Ван Цзяцун утверждает, что в текущий момент развитие инноваций в дорожной сфере и научно-технической сфере Китая находится на высоком уровне. На одном из самых высоких уровней в мире, подчеркивает он. И поэтому специалисты из других стран, которые участвуют в перевозочном процессе, должны соответствовать этому высокому уровню. Причем, как подчеркивает Ван Цзяцун, китайские студенты научно-технические инновации в дорожной сфере не только изучают, но даже активно участвуют в их разработке. Подготовка кадров – это первый шаг на пути реализации любой транспортной стратегии, подчеркивает он и добавляет, что высшие учебные заведения Пекина участвуют как в научных разработках инноваций, так и в их последующей работе. Например, студенты разрабатывали высокоскоростную магистраль Китая, которая может работать в различных климатических условиях, а позже – строили, он показывает фотографии со студентами. А сейчас китайские студенты и выпускники не только изучают работу магистрали, но уже модернизируют ее.
«Технологии развиваются. Невозможно отделить науку и технику от развития транспортной отрасли. Мы, представители высшего профессионального обучения, обеспечиваем полный комплекс транспортных технологий», – говорит он.
Сегодня Китай углубляет компетенции. Перед студентами и выпускниками транспортных вузов Китая стоит задача – внедрить в ВСМ искусственный интеллект. Кстати, его ученые, если переход состоится, планируют внедрить в другие транспортные проекты. В России студенты тоже участвуют в разработке и внедрении инноваций, правда, строительство ВСМ в России пока отложено.