«Вызовы бывают разными. С 2017 года рынок переживал устойчивый рост логистики и e-com, и он растет до сих пор. Исследования показывают, что за 9 месяцев 2022-го e-com вырос на 41%, превысив объем в 1 трлн руб. То есть российский e-com растет вне зависимости от санкций», – говорит Рафик Хачатрян, директор по продажам Pony Express.
Однако, по мнению Екатерины Печниковой, директора по продажам Северо-Западного региона DPD в России, рост e-com замедляется. «В этом году e-com – я имею в виду обычные интернет-магазины – рост замедлил. Его вообще нет, и рынок просто стагнирует», – говорит она.
Причем на стагнации рынка сказались ожидания самих получателей – они стали более требовательными: мало того что хотят простой онлайн-сервис и доступный контент, так еще и предъявляют высокие ожидания по сервису и качеству.
«Рынок живет в системе постоянного роста издержек: удлиняются логистические цепочки, усложняется движение денег, растут затраты на оплату труда. Затраты на автозапчасти выросли втрое», – добавляет она.
Несмотря на разрыв логистических цепочек и резкое падение объемов трансграничной торговли, а также уход с рынка как иностранных, так и российских логистических компаний, e-com растет, парирует Р. Хачатрян. По его твердому убеждению, оставшиеся на рынке логистические компании вступили в активную стадию передела рынка и борьбы за право доставки товаров электронной коммерции.
«Рынок меняется структурно не только в e-com, но и в грузоперевозках и b2b. Заказчики экономят на логистике, однако они по-прежнему хотят высокий уровень услуг. Из-за демпинга цен, конечно же, качество доставки страдает», – продолжает Р. Хачатрян.
Пути доставки
Рынок курьерских и почтовых услуг увеличится к 2025 году на 6,5%, до 300 млрд руб., этому заявлению даже не противоречит динамика грузопотоков, которую зафиксировали в I полугодии 2022 года. Тогда b2b-сегмент просел, но по итогам августа и сентября появилась положительная динамика по объемам, констатирует Р. Хачатрян. В первую очередь в рост пошла экспресс-доставка корреспонденции и грузоперевозки, как местные, так и международные.
Е. Печникова согласна с этим выводом, и, по ее мнению, вырос грузопоток со странами Таможенного союза, однако импорт здесь все же превышает экспортные потоки. При этом участники дискуссии признаются, что объемы растут в том числе и из-за введения параллельного импорта.
«В первые полгода это было просто понятие, однако последние два месяца показывают: инструмент заработал. Мы фиксируем потоки грузов в странах присутствия – это 225 стран мира, в 15 странах есть филиалы компании», – говорит Р. Хачатрян.
Изменилась и структура трафика, Азия замещает Европу. Китай активно развивался 10 лет, но, как показал нынешний год, этот канал доставки может развиваться еще быстрее, говорит Р. Хачатрян. Pony Express готовит контейнерный маршрут, который реализует не в партнерстве с РЖД. Первые контейнерные поезда пойдут уже в декабре.
Курьерские компании ставят на авиадоставку. В частности, по воздуху доставляют корреспонденцию и грузы из Китая и Турции. Однако и здесь не без изменений. Pony Express заявляет, что теперь ни по небу, ни по земле не доставляет россиянам визы.
«Мы не скрываем, что мы лишились визового бизнеса. Мы были эксклюзивными операторами посольств США, Канады и государств Западной Европы. Но сейчас такого бизнеса вообще нет», – признается Р. Хачатрян. Не помогла даже релокация бизнеса в Казахстан, резюмирует он.