«Речь не о том, как дешевле или дороже вывезти грузы, а вообще в принципе вывезти грузы. На сегодняшний день я не вижу другой возможности разгрузить склады. А для доставки стоимость остается рыночной, по декабрьскому уровню», – говорит Евгений Цацура, председатель совета директоров компании «СДЭК».
Если курьерская компания выкупает самолет, то грузы не только помещают в багажные отсеки самолета, но и размещают их в салоне для пассажиров, объясняет он. Перевозить грузы пассажирскими бортами курьерские компании начали еще года два назад, в период коронавирусных ограничений.
«В грузовой авиации важна плотность загрузки. Закупая самолет, мы решаем и этот вопрос. Груженые борта из Москвы летят в Петропавловск-Камчатский, там самолет разгружают, и он выполняет регулярный пассажирский рейс во Владивосток. Там борт загружают грузами, и он летит в Москву», – рисует маршрут Е. Цацура.
Подарки с востока
В 2022-м сложилась уникальная ситуация: год назад основной источник грузопотока для электронной коммерции был в Москве, сейчас он формируется на Дальнем Востоке. И курьерские компании развернули логистику.
«Очень сложная ситуация на Дальнем Востоке. Все складские емкости забиты теми перевозчиками, которые ввезли грузы в Россию по морю», – признается Е. Цацура.
Предыдущие лет десять самыми проблемными маршрутами считались направления из Москвы во Владивосток или в Южно-Сахалинск. В этом году направления работают, но появились новые проблемные маршруты – Магадан и Петропавловск-Камчатский, куда грузы сложно доставить из-за погодных условий. Или доставка грузов из Москвы в Якутск.
«Доставка грузов по земле крайне дорогая. E-commerce использует в основном авиадоставку, но аэропорт Якутска крайне проблемный, он, в частности, не принимает Boeing 777», – говорит Е. Цацура.
Но главная сложность в том, что растет конкуренция со стороны частных агентов интернет-магазинов одежды, обуви и аксессуаров. Теперь борта под грузовую доставку выкупают частные агенты, добавляет он.
Склады с выходом в аэропорт
СДЭК декларирует намерение расширить складские мощности на Дальнем Востоке. А на Северо-Западе имеет собственный склад, который компания построила рядом с Пулково. Более того, в воздушной гавани у компании есть собственный офис, сотрудники оформляют грузы, досматривают их с помощью специальной рентгеноскопической установки и сдают их на транспортировку. Сотрудники Пулково тоже досматривают грузы, но уже в более ускоренном режиме, объясняет Надежда Тайц, директор северо-западного филиала СДЭК.
«СДЭК является прямым агентом авиакомпаний «Аэрофлот», S7 и многих других. В Пулково работают сотрудники СДЭК с международной лицензией, которые уполномочены досматривать грузы», – добавляет она.
Сортировочный центр СДЭК в Петербурге использует сразу три варианта логистических цепочек: отдельно разработаны маршруты для Северо-Западного федерального округа (Мурманск, Псков, Петрозаводск, Великий Новгород, города Ленинградской области). Есть посылки для доставки по Петербургу. Третий вариант – посылки по федеральным направлениям – это Воронеж, Ростов, Краснодар, Волгоград, Казань, Урал, Екатеринбург, Новосибирск и другие регионы. Грузы из Санкт-Петербурга идут и по земле, но в обход московских пробок.
«Фуры идут без остановок. Два водителя доставляют грузы быстрее, чем авиа, и дешевле», – говорит Н. Тайц.