Перспективы развития экономических связей между участниками ЕАЭС рассмотрены на круглом столе «О развитии механизмов стимулирования промышленной кооперации и содействия повышению экспорта в рамках Евразийского экономического союза».
Как рассказал представитель Совфеда Константин Долгов, в настоящее время сформирована эффективно действующая нормативно-правовая база, включающая инструменты и механизмы реализации промышленного сотрудничества. Утверждена так называемая карта индустриализации ЕАЭС. Ее текущая версия включает 158 проектов в 25 отраслях экономики на общую сумму более $270 млрд.
«В целях углубления кооперационного сотрудничества и предоставления национального режима при проведении государственных (муниципальных) закупок эксперты государств – членов ЕАЭС формируют Евразийский реестр промышленных товаров», – проинформировал К. Долгов.
По словам сенатора, увеличение товарообмена на пространстве ЕАЭС является маркером развития кооперации. В частности, в 2022 году заказчиками РФ было заключено 40,5 тыс. госконтрактов на поставку евразийских (без учета российских) товаров стоимостью более 57 млрд руб. Это на 15% больше по сравнению с предыдущим годом.
Во главе отношений – транспорт
Без согласованной транспортной политики повышать кооперационные связи проблематично. В настоящее время с участниками союза координируется развитие пунктов пропуска и подходов к ним, в том числе на условиях софинансирования. Так, отметил статс-секретарь – замминистра транспорта РФ Дмитрий Зверев, совместно с Казахстаном разработан проект по созданию нового железнодорожного погранперехода Бахты – Аягоз, который согласован с китайской стороной в рамках концепции «Один пояс – один путь». В нем участвуют РЖД и «Казахстан темир жолы».
«Экспортный груз для наших экспортеров будет идти на понятных условиях. Железнодорожный тариф понятен, будет гарантия провозной квоты для российских грузов, которая будет закреплена трехсторонним межправительственным соглашением», – уточнил замминистра.
Еще один перспективный проект касается развития коридора в направлении Китай – Киргизия – Узбекистан с выходом на сеть железных дорог Казахстана. Это также должно расширить экспортные возможности участников ЕАЭС.
Интеграционные связи планируется развивать и в рамках МТК Север – Юг. По словам Д. Зверева, активно обкатывается восточный маршрут этого коридора, проходящий через Казахстан, Туркмению, Иран. По итогам года через него предполагается провезти 1 млн т российского экспорта. «Он идет не до конечной точки Персидского залива, тем не менее грузы следуют в направлении Узбекистана, Туркмении, Пакистана, Ирана», – сказал чиновник.
Недавно, пояснил он, в Ташкенте подписан меморандум о развитии мультимодального маршрута Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан, а также сообщения через Каспий с использованием регулярного сервиса Махачкала, Оля – Туркменбаши.
«Среди мероприятий – работа железнодорожных администраций по созданию комфортных тарифных условий. По восточному маршруту МТК Север – Юг достигнута договоренность с Ираном, Туркменией, Казахстаном по скидке до 40% в зависимости от вида груза для его раскатки», – рассказал замглавы Минтранса.
В свою очередь, по морскому участку МТК есть взаимопонимание с портом Туркменбаши о необходимости предоставления льгот на перевалку грузов. Скидка при доставке товаров по регулярному сервису может составить от 40 до 50%.