Компании заинтересованы в иностранных специалистах, рассказала руководитель проекта «Старт ин Москоу» София Аксенова на Форуме ВЭД, прошедшем недавно в Москве. Эксперт отметила, что в их базе специалисты из 60+ стран мира, причем различных профессий – от IT до специалистов развития бизнеса. Преимущественно это молодые «белые воротнички», которые готовы к стажировкам, но с перспективой остаться на постоянную работу. Соответствующие кейсы есть: «Компания Sila Union - лидер по разработке отечественного программного обеспечения и цифровых решений для бизнеса - хотела расширить рынки. Мы отправили на практику 5 человек, 3 остались работать. Это были сотрудники из Перу, Сербии, Пакистана – регионов, которые интересовали компанию для выхода на эти рынки. Они стали основой международного отдела компании: делают программу выхода на новые рынки с учетом знания стран».
По мнению С. Аксеновой, преимущества иностранных специалистов не только в знании языков, но и в понимании культурного и корпоративного кодов стран, представителями которых они являются. Эксперт уточнила, что это уже тенденция – компании берут специалистов именно из тех стран, на рынки которых планируют выйти.
Глава Российско-Оманского Совета при омбудсмене Москвы, председатель совета директоров ГК «Атлант» и ГК «ЭкоТехХолдинг» Александр Гриф соглашается, что чаще всего сегодня кадры для ВЭД привлекаются из Индии, Сербии, Пакистана и Латинской Америки – кроме Перу это еще и Бразилия.
«Индийский рынок привлекает внимание благодаря своему масштабу и экономическому росту. Индийские специалисты востребованы благодаря знаниям в IT, производственном секторе и торговле. Сербские специалисты помогают работать на рынках Юго-Восточной Европы, где культурные и экономические особенности требуют уникального подхода. Пакистанский рынок становится все более открытым для российской продукции, что делает местных специалистов ценными для ВЭД. Привлечение специалистов из Бразилии и Перу позволяет успешно развивать экспорт в регионе, где культурные и языковые барьеры значительны», – объяснил эксперт.
Рост интереса к IT-специалистам из Индии отметила также ведущий менеджер по персоналу деловой социальной сети TenChat Анастасия Кедо. Но чтобы такие специалисты вписывались в компании российских разработчиков, все-таки нужно пройти путь адаптации: «Наш российский рынок, к сожалению, еще не научился работать с ними. Нужен лид в команде, который будет встраивать в корпоративную культуру данных специалистов и знакомить с методами разработки, чтобы ребята могли вписаться в команду». Спрос на иностранных специалистов также обусловлен тенденцией к открытию юрлиц IT-компаний в других странах, где легче нанять в том числе местных специалистов.
Мало найти, нужно устроить
Старший партнер и сооснователь агентства M-Choice Executive Search, занимающегося подбором топ- и мидл- менеджеров, Наталья Павлова отметила, что по их опыту, подбор кадров для ВЭД идет регулярно. Работодатели действительно рассматривают специалистов, работавших в таких странах, как Китай, Турция, Индия, со странами Ближнего Востока, Южной Америкой, но чаще это все же локальные специалисты, которые просто имели опыт работы в обозначенных странах, или взаимодействовали с партнерами оттуда, то есть понимают, как строится деловая коммуникация там.
«Прямое привлечение иностранных специалистов встречается реже, поскольку оно связано с визовыми ограничениями, сложностями оформления и длительной адаптацией. Однако при выходе на новые рынки компании в некоторых случаях все же готовы инвестировать в таких сотрудников», – отметила Н. Павлова.
А. Гриф говорит, что сотрудников для работы с ВЭД из других стран можно искать через профессиональные платформы, местные университеты, торгово-промышленные палаты – например, Российско-индийская или Российско-сербская палаты могут стать источником рекомендаций по кадрам. Однако приглашение на работу иностранцев, действительно, создает ряд проблем: среди них и юридические барьеры (оформление разрешений на работу для иностранцев может быть длительным процессом), и налоги и страхование (необходимо учитывать различия в налоговых системах, а также обязательные требования по социальному обеспечению) и необходимость адаптации сотрудника в коллективе – иностранные специалисты могут сталкиваться с культурными и языковыми барьерами внутри компании.
С. Аксенова проговаривала, что специалистов, которые будут закрывать вопросы, связанные с сопровождением иностранцев, могут позволить себе разве что крупные корпорации. На предприятиях МСП, как правило, максимум – есть hr-специалисты. В случае, если сопровождения по месту работы нет, сотрудники проекта «Старт ин Москоу» предлагают частично эти трудности взять на себя – работают с пулом партнеров, которые предоставляют скидки по медобслуживанию и полисам ДМС для иностранных специалистов, языковые курсы, помощь с жильем, банковские продукты для нерезидентов РФ.
В кадрах – нехватка?
Эксперты отмечают, что рынок ВЭД, как и другие смежные рынки, в том числе транспортный, переживают непростые времена в плане кадров. Н. Павлова сообщила, что рынок испытывает нехватку профессионалов, способных управлять процессами импорта и экспорта комплексно: от логистики и таможенного оформления до выстраивания долгосрочных партнерств.
А. Гриф отметил сразу несколько профессий, которых, на его взгляд, сегодня не хватает в ВЭД: это менеджеры по продажам, логисты и юристы. Нехватка образовывается, считает эксперт, из-за недостатка знаний, так как специалисты с опытом работы на международных рынках остаются редкостью, а также технических знаний (отсутствие понимания цифровых инструментов и аналитики ограничивает возможности многих сотрудников). Влияет и языковой барьер, так как в ВЭД все более важным становится владение китайским или арабскими языками, а они среди компетенций у специалистов встречаются редко. Такая ситуация зачастую и подталкивает компании смотреть в сторону иностранных сотрудников:
«Привлечение иностранных специалистов в ВЭД – необходимость для компаний, которые хотят эффективно развиваться на международных рынках. Знание локальной специфики и умение выстраивать отношения с местными партнерами – ключ к успеху. Но при этом важно обеспечить баланс между локальными и иностранными кадрами, создавая синергию их знаний и опыта», – считает А. Гриф.