Перевозки зерновых грузов в адрес припортовых станций в январе-июле выросли в 2,6 раза (до 7,7 млн т), в направлении сухопутных погранпереходов – в 1,6 раза (до 4,5 млн т).
Всего на сети за 7 месяцев погружено 17,4 млн т зерна (+45,4% к аналогичному периоду 2022 года), в том числе на экспорт – более 12,2 млн т (+2,1 раза). При этом в июле со станций РЖД отправлено 2,3 млн т, что на 60% превышает соответствующий прошлогодний результат.
Основная погрузка зерновых происходит в центральных и южных регионах России. По данным РЖД, лидерами по железнодорожным отправкам сельхозпродукции являются Курская область (погружено 1,5 млн т или на 31,7% больше, чем в январе-июле 2022 года), Ставропольский край (1,4 млн т, +43%), Саратовская область (1,3 млн т, + 2,2 раза), Волгоградская область (1,2 млн т, +2,2 раза), Липецкая область (1,1 млн т, +1,8 раза).
Существенная динамика в отгрузках наблюдается и по регионам Дальнего Востока, хотя в объемном выражении перевозки там ниже. В частности, в Амурской области отправки зерна за 7 месяцев достигли 534 тыс. т (+59,2%), в Приморье – 143,8 тыс. т (+2,5 раза), в Хабаровском крае – 10,2 тыс. т (+12,9%).
Если говорить об экспортных направлениях, то рост перевозок на экспорт обеспечивается за счет отгрузок в порты Новороссийск и Тамань, а также в Казахстан и Киргизию. Среди растущих направлений – транспортировка зерна в порт Высоцк.
Перспективы роста имеют и другие каналы поставок сельхозпродукции. Например, в Волгодонске (Ростовская область) есть планы по строительству нового зернового терминала. «Развитие транспортной и, в частности, портовой инфраструктуры – это насущная необходимость для Ростовской области как лидера агропромышленного производства. Донской регион ежегодно наращивает экспорт сельхозпродукции», – говорит руководитель компании «Агроконсалтинг» Владислав Синев.
Как отмечает управляющий директор «Русагротранса» Алексей Барбариуш, за последние 5 лет в России существенно вырос валовый сбор зерновых. Практически каждый сезон становится рекордным или близким к нему по урожаю, причем рост производства отмечается во всех без исключения регионах страны.
«Высокий экспортный потенциал и повышенный мировой спрос на российское зерно стимулирует рост его вывоза всеми видами транспорта, включая железнодорожный», – констатирует А. Барбариуш.
Он уточнил, что результат компании в части перевозок на экспорт мог быть гораздо выше, но сказались текущие сложности с ухудшением оборота вагонов-зерновозов на сети. В планах на II полугодие – дальнейшее развитие маршрутных отправок, как эффективного инструмента вывоза больших объемов аграрных грузов и сокращения времени в пути.
Добавим, что с начала года заметно выросло производство хопперов. За 7 месяцев выпущено 9,9 тыс. вагонов данного типа, тогда как за прошлогодний период – 3,7 тыс.
Субсидия в помощь
Маршрутизация позволяет повысить эффективность перевозки, минимизировать проблемы с недостаточной пропускной способности инфраструктуры в условиях высоких урожаев зерновых и ухудшения оборачиваемости грузовых вагонов, а также обеспечить прогнозируемость срока доставки.
Для экспортеров немаловажны и меры поддержки, оказываемые государством. Аудитор Счетной палаты Сергей Мамедов напомнил, что с 2019 года реализуется проект «Экспорт продукции АПК». За 4 года на финансирование его мероприятий выделено 138,5 млрд руб., в том числе 63 млрд руб. – в 2022-м.
При этом в структуре господдержки примерно 12,5% приходится на меры по снижению издержек при транспортировке сельхозпродукции. Этой помощью пользуются не только производители зерна, но и мукомольной, крупяной, масложировой продукции, сахара, кондитерских изделий.
По данным на начало июля, на компенсацию логистических издержек было выделено 11 млрд руб., что в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
«В текущей ситуации для РФ очень важно продолжать развивать поставки сельхозпродукции на внешние рынки, и господдержка является серьезным инструментом, позволяющим поддержать доходность АПК», – сказал аудитор.