Доля результативных для таможни проверок после выпуска товаров увеличилась до 95%, такую статистику на Международной выставке TransRussia представляет Вильгельмина Шавшина, председатель Комитета АЕБ по таможне и транспорту, партнер и руководитель практики Международной торговли и таможенного регулирования ГК Б1. Средняя сумма доначислений по результатам одной проверки в 2023 году увеличилась, если сравнивать показатель с 2022 годом, на 4 млн руб., до 18 млн. В 2024 году она, согласно планам, возрастет на 1 трлн руб. Эксперт подчеркивает, в статистику за прошлый год включены проверки, которые произошли как на этапе декларирования, так и на этапе после выпуска товаров. Особое внимание таможня уделяет ритейлу. Раньше этот сектор не испытывал такого пристального внимания со стороны таможенных органов. В числе тех, кто под особым контролем ФТС, – производственная и фармацевтическая отрасли, агропромышленный комплекс и телекоммуникационный сектор. Проверкам российской таможни подвергаются и дочерние компании, размещенные в дружественных и недружественных странах.
«Что можно делать? В ходе проверки занимать профессиональную позицию и кратно снижать сумму доначислений. Да, надо идти в суд», – говорит В. Шавшина.
Со слов В. Шавшиной, основные предметы таможенных проверок – влияние взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену сделки, включение роялти, внутригрупповых платежей и дивидендов в таможенную стоимость, классификация, страна происхождения и тарифные преференции.
Прогноз на этот год – сложный. Запреты на экспорт определенных товаров сохранится до конца 2025 года. До конца 2024 года сохранятся ограничения на ввоз сельхозпродукции, сырья и продовольствия в ответ на иностранные санкции. Участники рынка ВЭД весь этот год будут оттачивать мастерство балансировки в условиях работы с гибкими таможенными пошлинами. Отчасти это тоже беспрецедентное решение, отмечает В. Шавшина. Потому что гибкие пошлины, с одной стороны, должны выровнять экономические показатели. Но с другой стороны, эти пошлины фактически перевели экспортные поставки в состояние экономически неприемлемых услуг.
«Многие участники рынка отказались от экспорта и сосредоточились на реализации продукции уже на внутреннем рынке», – говорит В. Шавшина.
Суд – последняя инстанция
Вопрос нахождения товаров под таможенным контролем весьма непрост, признается Дмитрий Золотых, старший консультант практики налоговых и юридических услуг Группы таможенного регулирования и международной торговли ГК Б1. Особый интерес таможня проявляет к так называемым контрабандообразующим составам, в их числе – лжетранзит, перегрузка и замена товара, говорит Д. Золотых.
«В принципе, при одной перевозке под транзитом можно собрать все составы и получить в рамках одной перевозки до пяти административных дел», – продолжает Д. Золотых
В последние четыре года таможня усилила контроль за включением лицензионных платежей в таможенную стоимость товара, об этом рассказывает Алексей Аронов, советник, соруководитель практики таможенного права и внешнеторгового регулирования Denuo. Лицензионные платежи включаются, если они относятся к ввозимым товарам и если без этой платы декларантам не продали эти товары, продолжает Аронов. Несколько лет назад судебная практика складывалась в пользу декларантов, а после решения Верховного суда, который ввел понятие «подразумевает условие», ситуация изменилась. Это нечто такое, чего нет в контракте, но подразумевается, подчеркивает А. Аронов.
«Верховный суд указал: если есть подразумеваемое условие, без которого импортер не может приобрести товар, а экспортер не будет готов его продавать, даже это не отражено во внутригрупповых сделках, то это подразумеваемое условие должно приниматься во внимание. И после этого практически все судебные решения были пересмотрены в пользу таможенного органа, в пользу бюджета», – горячится А. Аронов.
Проверки начались с ритейла, сейчас под пристальным вниманием таможенных органов производственный сектор. Аронов приводит пример, в котором удалось защитить импортера, поставившего в Россию компоненты для производства шин. По мнению суда, производитель шин должен уплатить лицензионные платежи даже за товар, который был с помощью этих компонентов произведен в России. Аронов рассказывает: импортер поставил не шины, он импортировал «некие компоненты, с использованием которых и производятся в России эти шины. Но лицензионные платежи, по мнению таможни, должны выплачиваться с каждой единицы товара, произведенной в России». Со слов А. Аронова, суд первой инстанции встал на сторону российского производителя.