В 2025 году Минпромторг скорректировал механизм компенсации транспортных расходов экспортерам. Об этом сообщил Дмитрий Кусков, директор департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Минпромторга РФ. По его словам, в рамках нацпроекта предусмотрено увеличение экспортного грузопотока до $248 млрд, что в 1,5 раза превышает текущий уровень. Ведомство намерено поддерживать не только экспортеров, но и операторов, работающих на международных транспортных коридорах и в логистических центрах. Ранее господдержка была доступна только тем, кто занимался транспортировкой экспортных товаров. В рамках прежней схемы Минпромторг компенсировал экспортерам, отправляющим продукцию за границу, до 60% транспортных затрат.
«Минпромторг немножко подкорректировал это правило, теперь этот механизм работает на конкурсной основе. Ранее компенсации выдавались по принципу «первый пришел – первый получил», теперь будет учитываться эффективность поставки: у кого на рубль субсидии будет на рубль больше экспорта», – сказал Кусков.
Дополнительно государственная поддержка предусмотрена для участников программы освоения морских логистических маршрутов из российских портов. Сбор заявок продлится весь март, и Кусков призвал участников конференции воспользоваться возможностью получить данную субсидию.
«Вы можете поучаствовать в конкурсе. Эта субсидия – 500 млн руб. – выдается операторам, а он забирает ее на маршрут, который вызывает интерес у экспортеров», – отметил Кусков.
Программа охватывает 7 стран, маршруты в которые еще недостаточно развиты: Танзанию, Бразилию, Кубу, Никарагуа, Сенегал, Венесуэлу и ЮАР. Операторы, участвующие в программе, обязаны предоставлять скидку грузоотправителям, а Минпромторг компенсирует ее в размере до 50%.
«Конкурс объявлен. Посмотрим, кто выиграет и как он реализует эту меру. Впоследствии будем понимать, как эту меру дальше будем использовать и сколько денег закладывать в последующие годы», – добавил Кусков.
Кроме того, Минпромторг объявил курс на создание шести зарубежных транспортно-логистических центров или даже промышленных зон в течение ближайших пяти лет – до 2030 года. Ведомство активно ведет отбор и намерено взаимодействовать как с операторами, так и с грузоотправителями.
Минэкономразвития
Проект «Агроэкспресс» обеспечивает не только регулярность и прозрачность железнодорожных поставок, но и стабилизацию тарифов на перевозку агропромышленной продукции вне зависимости от сезона. Об этом сообщил Дмитрий Вольвач, заместитель министра экономического развития России.
«При должном соблюдении всех необходимых условий, предусмотренных порядком предоставления субсидии, российские компании-импортеры смогут рассчитывать на возмещение до половины транспортных расходов при импорте узбекистанских товаров агропромышленного комплекса железнодорожным транспортом», – прокомментировал Дмитрий Вольвач.
По его словам, государственная поддержка участников проекта «Агроэкспресс» позволит нарастить объемы железнодорожных перевозок агропромышленной продукции между Узбекистаном и Россией. Кроме того, использование специализированного железнодорожного транспорта способствует повышению качества и безопасности перевозимых товаров за счет большей скорости и сохранности продукции.
В 2025 году Минэкономразвития в рамках проекта «Агроэкспресс» запустило механизм компенсации российским импортерам до 50% транспортных расходов при ввозе узбекистанских товаров агропромышленного комплекса железнодорожным транспортом. Решение о предоставлении субсидий было принято совместно с Минсельхозом России, Минтрансом России, ФТС России, Россельхознадзором и другими ведомствами в координации с узбекистанскими партнерами.