+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.12.2024 10:26:57
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Груз для севера еще не означает северный завоз

Проблемы в логистике при доставке грузов на отдаленные территории обсудили на форуме «Северный завоз – 2024».
Груз для севера еще не означает северный завоз
Приоритету нужно соответствовать

На сегодняшний день в северном завозе участвует 21 российский регион, 170 муниципальных образований и около 3 тыс. населенных пунктов. Затраты на транспортировку социально значимых грузов в годовом выражении оцениваются в 160 млрд руб.

Объем северного завоза составляет порядка 3,5 млн т. При этом львиная доля данного грузопотока приходится на уголь и нефтепродукты – соответственно 1,9 и 1,3 млн т.

Основными адресатами северного завоза выступают Якутия (1,3 млн т), Магаданская область (790 тыс. т), Чукотка (413 тыс. т), Хабаровский край (250 тыс. т), Красноярский край (210 тыс. т).

С принятием ФЗ «О северном завозе» была введена приоритетная перевозка и обслуживание грузов, необходимых для бесперебойного снабжения районов Крайнего Севера и приближенных к ним. Это отражено и в новой редакции ПНД, согласно которым железнодорожные перевозки северного завоза отнесены к наивысшей категории грузов, рассказал начальник управления планирования международных перевозок грузов ЦФТО Михаил Семенчин.

Примечательно, что в текущем году порядка 28–30 млн т грузов заявлялось к перевозке под эгидой северного завоза, то есть в 7 раз выше потребностей отдаленных территорий. «Мы, скажем так, шерстили в полуавтоматическом режиме всю эту информацию для того, чтобы этот дисбаланс 7-кратный убрать», – сообщил заместитель директора АНО «Информационно-аналитический центр Государственной комиссии по вопросам развития Арктики» Сергей Будилин.
Многие, продолжает он, руководствовались таким принципом: раз груз идет на север, значит, можно его отнести к северному завозу. Однако существует правительственное распоряжение, четко определяющее градацию.

«Самое страшное – была отправка экспортных грузов в ПСЖВС. Ставили отметку «северный завоз», довозили до Дальнего Востока: [груз] полежал на терминале, потом отправили в Китай. Но это уже замечено», – предупредил С. Будилин.

В РЖД также стараются идентифицировать грузы по назначению. Соответствующий перечень заявок ГУ-12, подаваемый на месяц перевозок, проходит через Минвостокразвития.

«Далее коллеги, исходя из информации, имеющейся по планам завоза, нам маркируют, что является северным завозом, что не является. То, что является, мы согласовываем и отслеживаем в первоочередном порядке. Все остальные грузы, в том числе коммерческие, рассматриваются в рамках соответствующих, уже нижестоящих очередей. Они не отклоняются, но рассматриваются с меньшим приоритетом», – пояснил представитель ЦФТО.

До севера рукой подать

Несмотря на приоритизацию, в РЖД предлагают дифференцированно подходить к логистике северного завоза вследствие загруженности Восточного полигона. По словам М. Семенчина, перевозку таких грузов, насколько это возможно, целесообразно развернуть на иные маршруты. Главной альтернативой видится доставка по железной дороге в порты Северо-Запада (Мурманск, Кандалакша, Архангельск) с дальнейшей транспортировкой по Северному морскому пути.
«Архангельский порт на протяжении нескольких лет недозагружен», – свидетельствует железнодорожник.

Действительно, Архангельск работает не в полную мощность, подтвердила министр экономического развития и промышленности Архангельской области Евгения Шелюк. Объемы перевалки там пока составляют 5–6 млн т в год при технической способности в 11 млн т.

«Надо сказать, мы в ближайшие 2–3 года на проектную мощность в 11 млн т выйти хотим, но при этом имеются опасения, что железная дорога, в частности, есть узкое горлышко в виде ст. Соломбалка, не справится с этим. Поэтому хотим с коллегами плодотворно поработать над этим вопросом», – говорит Е. Шелюк.

Не теряет актуальности вопрос оптимизации маршрутов, особенно при доставке дальнепривозного угля в регионы ДФО. Сейчас он рассматривается на межведомственном уровне, сообщил С. Будилин. Совместно с Минэнерго подготовлен ряд предложений по созданию условий для развития поставок местных углей на сравнительно небольшом расстоянии.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions