Несколько сотен большегрузов провели минувшие выходные в очереди на въезд в Белоруссию. Самой маленькой называют очередь в Лаворишкесе (Котловка) – здесь досмотра в пятницу утром дожидались 230 грузовиков. Такие данные предоставила Дирекция пограничных контрольно-пропускных пунктов Литвы. Для прохождения границы грузоперевозчикам потребуется не менее 43 ч. На КПП Мядининкай (Каменный Лог с белорусской стороны) в ожидании досмотра остановилось в пятницу утром 679 грузовиков, 477 – на КПП Шальчининкай (Бенякони) и 674 – в Райгардасе. Время ожидания в Мядининкае – 73 ч., в Шальчининкае – 69 ч., в Райгардасе – 84 ч.
Пробки из фур на границе Польши и Белоруссии достигли в эти выходные почти 80 км. Причем введенные белорусскими властями зеркальные меры ситуацию только усугубили. Власти Литвы уже заявили, что пропустят через границу все грузовики из России и Белоруссии. Грузовому транспорту, зарегистрированному в России и Белоруссии, можно будет покинуть территорию ЕС по истечении этой даты, поскольку срок ожидания не зависит от перевозчика, сообщил заместитель директора литовского таможенного департамента Вигантас Пайгозинас. Однако фурам, которые встали в очередь позже установленного срока, въезд запретят. Заявлено, что все эти большегрузные автомобили направляют в логистические центры или терминалы для перегрузки. Впрочем на перегрузку теперь будут направлять всех перевозчиков, которые будут пересекать границу после 16 апреля. Как рассказал РЖД-Партнеру Кирилл Демещик, начальник отдела торгово-логистической деятельности «Белтаможсервиса», в Белоруссии уже организовано 14 пунктов пропуска. «И только здесь будут осуществлять перевалку и перецепку грузов», – отмечает он.
Рынок в условиях сплошных ограничений
Владимир Матягин, президент ассоциации «Грузавтотранс», направил обращение председателю правительства России Михаилу Мишустину организовать такие пункты пропуска и в России. «Европейские перевозчики будут ввозить грузы только до таможенных постов, растаможивать их, платить в российскую кассу деньги, дальше передавать прицепы, полуприцепы или контейнеры российским перевозчикам, а те, в свою очередь, будут развозить их по территории России», – говорит он.
Игорь Прохин, генеральный директор Института логистики и управления цепями поставок, утверждает, что такая схема значительно повысит конечную стоимость перевозимых продуктов. Он отмечает, что введенные ограничения, конечно, отрицательно сказываются на логистике, но плюсы при желании все равно можно найти. «Против логистики ввели все санкционные ограничения, которые можно было ввести. С этим уже можно жить, и уже как-то дальше планировать – хуже уже не будет. Сейчас в логистике разворачивается ситуация: долго, дорого и без гарантий качества. Но лучше так, чем никак», – говорит он.