Одной из причин роста перевозок мы считаем перетекание доли груза с других видов транспорта (например, на железнодорожном транспорте грузооборот увеличился только на 2,7%). По нашим наблюдениям, на автотранспорт пересели грузы сегмента и FMCG, и b2b (товары и материалы для нужд бизнеса).
Также рост связан с вводом в эксплуатацию новых высокоскоростных дорог, которые позволяют сократить время доставки и повысить таким образом объемы перевозки в единицу времени. Данные трассы востребованы перевозчиками даже несмотря на взимание платы за проезд по ним.
Свою роль играют и регионы: развитие малого и среднего бизнеса там, где раньше присутствовали только госкомпании, инвестиции в экономику Дальнего Востока, поощрение переселения на уровне государства (например, программа «Дальневосточный гектар»), – все это создает спрос на перевозки на дальние расстояния.
При этом важно отметить увеличение товарооборота крупных ритейлеров («Магнит», «Пятерочка», «Лента», Metro Cash & Carry) и рост объемов интернет-торговли. Покупательная способность населения восстанавливается.
Есть и косвенная причина позитивной динамики автомобильного грузооборота. Это активное обновление автопарка транспортных компаний. Более доступными новые траки делают выгодные условия кредитования и привлекательные цены на тягачи отечественного производства (продажи «КамАЗа» выросли в 2019 г. на 6% относительно показателя 2018 г.). Новые машины обеспечивают высокую скорость доставки, не простаивают в ремонте и повышают эффективность логистики в целом.
Виталий Горбатюк, основатель компании «ГлавДоставка»
Грузооборот не может расти без экономики
Рост грузооборота транспорта в России в январе – июле 2019 года вызывает сомнения. Возможно, больше перевозчиков вышло из тени и стало попадать в статистику. По идее, транспортный грузооборот не должен вырасти больше, чем розничный товарооборот, и оба они должны коррелировать динамике ВВП.
По данным Министерства экономического развития, за первые 7 месяцев 2019-го темп роста ВВП составлял 0,9% год к году. То есть экономического развития нет, а грузооборот, по данным Росстата, вдруг вырос по непонятным причинам.
Игорь Котов – управляющий партнер онлайн-сервиса GroozGo
Летний всплеск активности еще не рост
Особой динамики роста грузооборота в России с января по июль, на мой взгляд, не наблюдалось. С 2014 года данный показатель увеличивался в среднем на 1,5–1,7% от года к году. Наибольшая доля приходилась на грузовые автомобильные перевозки и составляла в среднем 5–7%. Прирост за первые 7 месяцев 2019-го весьма закономерен, так как совпал с обострением периодов бизнес-активности.
Если сравнивать рост показателей грузооборота с аналогичным периодом 2018 года, то думаю, он связан с развитием сырьевого рынка – перевозкой наливных и насыпных грузов железнодорожным и трубопроводным транспортом.
В данных Росстата касательно грузооборота транспорта России никакой тенденции нет. Есть традиционный спрос, обостренный в осенне-весенний период бизнес-активности, и привычный спад, который наблюдается в летний период на рынке грузоперевозок.
В 2019 году мы ожидаем, что показатели роста грузооборота коммерческих перевозок несырьевых товаров сохранятся на уровне 1,2–1,7%. Такого результата можно будет добиться за счет активного спроса на автомобильные перевозки, драйвером для которых являются LTL. Продолжат демонстрировать рост экспортно-импортные потоки. Надеемся, дополнительный стимул динамике роста грузооборота добавят транзитные потоки.
Максим Алексеев, операционный директор логистической компании «Точка-Точка»