В начале января появилось сообщение об ограничениях на пропуск по Суэцкому каналу, а накануне статистика показала, что транзит коммерческих судов через Суэцкий канал упал до самого низкого уровня с 2021 года.
Именно через Суэцкий канал идут грузы из Юго-Восточной Азии в Россию. Могут, конечно, и через Севморпуть и через мыс Доброй Надежды, и обходной маршрут неминуемо увеличивает время в пути, объясняют РЖД-Партнеру участники рынка.
Погода на Суэцком канале
Виталий Савченко, заместитель руководителя отдела мультимодальной логистики по оперативной работе АО «Канавара Групп», заявляет: транзитное время не увеличилось. «В целом на текущий момент перевозчики, участвующие в перевозке грузов до РФ, не начали пускать свои суда в обход Суэцкого канала и по-прежнему идут по кратчайшему пути», – отмечает он.
Хоть одна из сторон конфликта и заявляет, что ее целью будут все суда, связанные с США и Британией, но вряд ли это будет аргументом для тех же страховых компаний, добавляет эксперт. По его мнению, если ситуация в регионе продолжит усугубляться, то это приведет к увеличению стоимости перевозок. «Будь то сборы, связанные с военными рисками. Или траты, направленные на переориентацию на альтернативный маршрут в обход африканского континента», – рассуждает В. Савченко.
Прайсы на перевозку растут
Стоимость доставки груза уже поднялась. По данным В. Савченко, уже с конца декабря всеми морскими перевозчиками, использующими маршрут через Суэцкий канал, введены надбавки к фрахту, GRI и WRS.
«Естественным образом это привело к тому, что ставки на перевозки выросли. Это ожидаемая реакция судовладельцев и других участников рынка на рост ставок на страхование судов, которые, в свою очередь, вызваны ростом рисков. Как мы видим сейчас, риски не мнимые, а очень реальные», – подчеркивает он.
Участники рынка подтверждают рост ставок. Maersk заявил о намерении изменить схему доставки грузов, об этом РЖД-Партнеру рассказал источник на рынке морских грузоперевозок. Логистический гигант намерен предложить клиентам авиаперевозки через Дубай (ОАЭ) и Салалу (Оман). Грузоотправителям предложено перевести груз на авиатранспорт, который доставит товар до конечного пункта назначения в Европе или США.
Что в перспективе?
Собеседник РЖД-Партнера ссылается на прогноз рынка на январь 2024 года.
В документе сообщается, что Maersk «в интересах безопасности задействованного флота, экипажей и грузов все суда перенаправит на юг Африки, вокруг мыса Доброй Надежды». Компания отдельно подчеркивает, что терминалы в ключевых портах Maersk на юге Европы работают стабильно.
Подчеркнем, о «навигации по каналу в штатном режиме в обоих направлениях» сообщает и администрация Суэцкого канала. Здесь опровергают данные о приостановке судоходства.
«Смотрим в будущее с надеждой на стабилизацию ситуации, но объективных предпосылок к этому нет», – заключает В. Савченко.