Как отметил К. Гаурав, с точки зрения логистики канал движения грузов через МТК Индии выгоден, так как протяженность пути из Мумбаи в центральную Россию через Иран и Азербайджан в сравнении с Суэцким каналов гораздо меньше – примерно 7,2 тыс. против 16 тыс. километров.
«Не только протяженность, но и цена также снижается практически на 40%», – уточнил генконсул.
Он подчеркнул, что Индии МТК дает возможность выхода на стратегически важные рынки – не только российский, но и в Центральную Азию, и в Европу. Это способствует экономическому росту Индии и созданию новых транспортных хабов. Например, Мумбаи вполне может стать глобальным транспортным хабом – портом будущего для рынка Южной Азии, помогать в перевозке грузов из Центральной Азии в европейские страны. Эти направления развития соответствует индийскому курсу на экспансию в Азию.
Кроме того, важен момент доставки энергоресурсов, которых стране не хватает. «На данный момент Россия является крупнейшим поставщиком энергоресурсов, в частности, сырой нефти. 40% сырой нефти Индия получает от России, тогда как в 2022 году, в феврале, эта цифра была меньше 1%. На данный момент Россия обогнала даже таких постоянных поставщиков нефти, как Саудовская Аравия, ОАЭ – коллективно. Существование этого проекта помогает снизить стоимость, что означает для Индии более дешевые энергоресурсы» – комментирует К. Гаурав.
В поддержку того, что отношения Индии и России крепнут, генконсул привел цифры двухстороннего товарооборота между двумя странами: показатель в $50 млрд, который должен был достигнут в 2025 году, уже преодолен, по его словам. Уточним, что в октябре публиковалась цифра роста до $43,8 млрд (за 8 месяцев 2023 года). На тот момент это уже было больше, чем за весь прошлый год, сообщали РИА Новости.
Что мешает МТК развиваться: взгляд Индии
По словам К. Гаурава, главная сложность для развития МТК – в санкциях и острых углах геополитики. Под санкциями находятся Россия и Иран, напряжены отношения Армении и Азербайджана:
«Из-за санкций мы сталкиваемся с недостатком финансирования дорожной сети, инфраструктуры. Это касается треугольника Россия – Азербайджан – Иран, а особенно территорий между Азербайджаном и Ираном. Ландшафт там в основном горный, строить дороги сложно, но, к сожалению, такие финансовые институты, как Всемирный банк, Банк развития, Пакистанский банк сейчас не выделяют достаточно средств на строительство инфраструктуры на этом участке пути, на строительство железных дорог и так далее».
Еще одним камнем преткновения можно назвать таможенные процедуры, которые индийская сторона считает изрядно забюрократизированными.
Решение проблем К. Гаурав видит в наращивании сотрудничества между Индией и Россией и внедрении инноваций:
«В прошлом году индийская компания, контейнерные перевозчики, и российская логистическая компания перевезли партию грузов из Астрахани в Мумбаи всего на одном инвойсе (общее наименование счета на оплату, который предоставляет экспортер импортеру). Инновации, подобные этим, сильно облегчают торговлю и взаимодействие между бизнесменами, поэтому нам нужны инновационные идеи. Правительства же должны наладить взаимоотношения и диалог, чтобы понять, как продвигать международное сотрудничество в сфере транспортных перевозок, таможенного оформления и сопутствующих процедур».
Отметим, что бизнес-сообщество тоже пока не считает, что МТК способно в полную силу работать в связке Россия – Индия. Процент товаров, которые оседают уже в Азербайджане, Иране, велик, говорили и во время выступлений, и в кулуарах конференции участники рынка.
Назвать конкретные преференции, которые могла бы дать российскому бизнесу Индия, К. Гаурав затруднился. Председатель Русско-Азиатского Делового Совета Максим Кузнецов вспомнил о практике Китая, который долгое время субсидировал разные виды логистической отправки (и экспорт, и импорт).
«Я знаю, что наша задача – добиться, чтобы мощности МТК Север – Юг были задействованы по полной. У нас в Индии есть порт Чабахар, где мы активно налаживаем логистическую инфраструктуру. Также мы занимаемся разработкой транспортного коридора между городом Ченнай в Индии и Владивостоком. Мы изучаем вопрос строительства ж/д дорог в глубине цепочки Иран, Азербайджан, Астрахань, к сожалению, данный проект в виду ряда факторов тормозится. Мы исходим в первую очередь из удобства каждой страны-участницы», – прокомментировал генконсул Индии.