Рынок международной логистики устроен таким образом, что за оперативную доставку грузов импортерам приходится сильно переплачивать, но не каждый участник ВЭД готов переплачивать, особенно если его товар дешевый.
Что нужно учитывать, чтобы уменьшить срок доставки грузов из Китая в Россию?
Авиадоставка
Транспортировка по воздуху – самый надежный в плане сроков способ перевозки товаров из Китая, но самый дорогой. Чтобы уменьшить срок доставки, нужно учитывать, для какого формата груза и когда чаще всего используется авиаперевозка. Обычно подходит для небольших грузов до тонны или очень дорогих товаров с горящими сроками поставки. Авиационным коридором начинают пользоваться крупные производственные предприятия в моменты пиковой нагрузки на наземные виды транспорта. Как правило, такое происходит перед Новым годом. Срок доставки авиатранспортом – до 5 дней с момента забора груза у поставщика до его фактической доставки на склад клиента.
Автомобильная доставка
Перевозка товаров наземным путем с помощью грузового транспорта занимает второе место по скорости транспортировки. Но благодаря постройке и открытию новых автомобильных магистралей сроки перевозки грузов становятся всё короче. До Москвы из Китая машина может доехать за 16 дней, главное – выбрать маршрут через пограничный переход с наименьшей загруженностью. Этот вид транспортировки наименее подвержен внешним факторам, таким как перегруженность станций или портов и отмена или перенос даты отправки. Но есть и минус, который заключается в цене: в среднем автоперевозки из КНР дороже железнодорожного или морского видов транспорта на 30–60%. И чем быстрее вам нужен маршрут, тем, скорее всего, будет и выше ставка.
Железная дорога
Если высокая стоимость логистики делает товар импортера нерентабельным, то стоит присмотреться к железнодорожному способу транспортировки грузов. Это золотая середина между стоимостью грузоперевозки и сроками доставки.
В среднем на ЖД доставку лучше закладывать от 21 до 30 дней, но есть факторы, на которые транспортная компания повлиять не может. Например:
1. Перенос даты выхода ЖД состава, загруженность станций отправления или прибытия.
2. Поломка на станциях погрузо-разгрузочного оборудования.
Но несмотря на все перечисленные недостатки, оказывающие негативное влияние на сроки доставки, данный способ перевозки гораздо быстрее морского или мультимодального способов, да и по цене выходит недорого.
Надежная компания перевозчика
Следующий совет, который поможет ускорить доставку товаров из Китая, – выбор надежной транспортной компании. Сегодня конкуренция на логистическом рынке довольно большая, и многие компании пытаются заманивать клиентов экстремально низкими ценами или сроками доставки. При выборе надежных логистических партнеров старайтесь выписывать штрафы за срывы сроков поставки. Те компании, которые уверены в своем сервисе и названных сроках доставки, без проблем пойдут на это.
Раннее планирование и учитывание сезонности поставок
Компании должны учитывать сезонность грузоперевозок из Китая и систематизировать этапы доставки.
,
Импортеры обычно делятся на 2 типа:
1. С четким графиком поставок. Они точно знают, в каких числах поставщик будет готов отгрузить товары. С такими импортерами работать гораздо проще. Можно заранее букировать рейсы по привлекательным ценам на конкретные даты по выверенным маршрутам.
2. Со спонтанными заказами. Такие поставщики срывают сроки отгрузки, а потом оказывается, что груз нужно было привезти еще вчера. Импортерам приходится довольствоваться теми свободными рейсами, которые остались, и по слегка завышенным ценам.
Также многие импортеры забывают из года в год учитывать сезонность грузоперевозок из Китая – как правило, спрос начинает расти с сентября и до Китайского Нового года. При этом чем ближе к новогодним праздникам России и КНР, тем выше ставки, количество свободных мест уменьшается, и порою приходится ждать по несколько недель, чтобы отправить свой груз.
Согласно данным, средний уровень цен на транспортировку груза в декабре 2022 года из Китая в Москву составлял:
- ЖД – около 10 000 $ за 40-футовый контейнер;
- Море и жд – 10 500 $ за 1 FEU;
- Авто – около 20 000 $ за большегруз;
- Авиадоставка – 10 $/кг (под каждый запрос считается отдельно).
Если сравнить стоимости за июль 2023 года, по внутренним данным «ЕвроТрансЭкспедиции», за тот же маршрут, то можно заметить весомую разницу:
- ЖД – от 5400 $ за 40-футовый контейнер;
- Море + ЖД от 6000 $ за 40-футовый контейнер;
- Море + ЖД от 3750 $ за 20-футовый контейнер;
- Авиадоставка – от 2,9 $/кг;
- Авто прямое от 11 000 $.
Учитывая такой предпраздничный ажиотаж и разницу в цене почти в два раза, в сравнении декабря прошлого года и июля нынешнего, лучше привезти товары пораньше, но зато выдерживая сроки и относительно низкую стоимость.
Проверка и подготовка документов
Перед таможенным оформлением нужно удостовериться в подлинности товаросопроводительных документов при перевозке грузов из Китая в Россию. Помимо логистики, компаниям необходимо растаможивать ввезенный груз. Малейшая ошибка в декларациях на товары – и расхождение со сведениями может повлечь за собой административное правонарушение и задержку груза на таможне. Поэтому еще перед приходом импортной продукции на территорию РФ необходимо тщательно подготовить весь комплект необходимых документов, проверить, не нужна ли для ввоза маркировка или дополнительная разрешительная транспортная документация. Это поможет быть готовым к приходу груза на таможенный пост и ускорить выпуск декларации на товары.
«Ускорение логистических процессов перевозки грузов будет способствовать развитию ВЭД. При этом переориентация бизнеса России на страны Азии, в частности, на Китай, – отличная возможность не только расширить ассортимент предлагаемой продукции на отечественном рынке, но и обеспечить для российских компаний новые торговые соглашения, что способствует их поддержанию и развитию», – комментирует генеральный директор «ЕвроТрансЭкспедиции» Кирилл Рассадкин.