По данным Tank Container World, к настоящему времени парк контейнеров-цистерн в России увеличился примерно до 32 тыс. ед. Темпы пополнения связаны во многом с развитием производства химической продукции, расширением интермодальных маршрутов, говорит гендиректор группы компаний «Бертчи» Сергей Тюпин.
Хотя некоторые предприятия еще продолжают работать по старинке, предпочитая грузить химикаты в вагон, другие представители отрасли понимают, что эффективно хранить, перевозить грузы можно именно в танк-контейнерах, рассказал менеджер. Причем потенциал интермодальных перевозок такой продукции в России достаточно большой, считает он.
В 2023 году рост отправок грузов в контейнерах составил 14%. При этом продукты нефтехимии в последнее время становятся одним из драйверов процесса контейнеризации на сети железных дорог.
Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин связывает эту тенденцию в том числе с выводом из эксплуатации специальных вагонов-цистерн, по которым не было разрешено продление срока службы. В то же время предприятия-грузоотправители пока не проявляют активность в заказе новых вагонов. Поэтому в среднесрочной перспективе ставка будет делаться на танк-контейнеры.
На выбор данного вида перевозки также играет тот фактор, что предприятиям порой невыгодно получать некоторые виды продукции из Китая в IBC-кубах из-за особенностей выгрузки, особенно в зимний период, проинформировал С. Тюпин.
По его словам, IBC-кубы научились впихивать в обычный контейнер в два яруса, тем самым уменьшая стоимость перевозки и составляя конкуренцию танк-контейнерам. Несмотря на это, спрос на последние остается высоким.
Сервис на достойном уровне
Между тем без развития инфраструктуры добиться дальнейшего роста перевозок в танк-контейнерах проблематично. Специализированные терминалы для работы с таким парком создаются в Татарстане, где сконцентрированы предприятия химпрома. Но такие примеры есть не везде.
«То же самое нужно делать в Дзержинске и в других центрах, где производится основной объем химической продукции. И тогда это будет работать: формировать контейнерные поезда и отправлять потребителям», – убежден гендиректор «Бертчи».
Кроме того, растет потребность в ремонте, мойке контейнеров. Сейчас это берет на себя оператор, констатирует С. Тюпин, другой бизнес не столь проявляет к этому интерес. Поэтому когда открывается новый контейнерный терминал, он заточен под обычное оборудование, мощностей для обработки контейнеров-цистерн, как правило, не предусмотрено.
Вопрос важен не только с точки зрения количества, но и качества сервиса.
Как отмечают в АО «СГ-транс», первоочередная задача – сокращать время нахождения подвижного состава на ремонтно-испытательных пунктах при подготовке к погрузке, в обслуживании и ремонте. Такой результат достигается за счет эффективного распределения запасных частей и оптимизации технологических процессов.
Компания предложила расширить перечень железнодорожных станций, открытых для приема и выдачи контейнеров на пути необщего пользования. Это создаст дополнительные возможности для обслуживания и ремонта танк-контейнеров на сети РЖД.