О ситуации спросили и у представителей таких сервисов, и у экспедиторов.
С вопросами мы обратились в ряд компаний, которые предлагают (или предлагали ранее) сервисы, связанные с отслеживанием дислокации вагонов или контейнеров. На просьбы откликнулись не все, некоторые компании от комментариев отказались вовсе.
Работают ли сервисы?
На сайте транспортной компании «Промресурс» значится, что у них есть сервис отслеживания вагона/контейнера. На вопросы РЖД-Партнера там ответили, что ситуация с отслеживанием грузов действительно серьезно ухудшилась – это произошло около месяца назад. Сервис по отслеживанию работает сейчас выборочно, сообщили в компании.
В контексте текущей ситуации возросло количество запросов по взаимному обмену информацией между участниками перевозочного процесса, говорит руководитель проекта RAILCAR.RU Максим Сенькин. Проектом ранее был разработан сервис RAILCAR.SmartControl: среди его функций – управление парком и контроль за исполнением подачи и груженой перевозки. Как объяснил М. Сенькин, сервис сам по себе не является источником данных, но с помощью API может быть интегрирован с официальным источником данных и импортировать сведения в режиме АСУ-АСУ. При наличии надежного источника данных проблем с получением дислокационных данных не возникает, говорит он. «Вопросы правомочности доступа к информации решаются в том числе посредством оформления доверенности на право управления подвижным составом. Остальные ситуации могут быть решены путем организации взаимного обмена информацией между участниками, например, между экспедитором и оператором», – оценил ситуацию М. Сенькин.
Ранее мы уже сообщали, что некоторые сервисы для отслеживания дислокации вовсе перестали работать: в ГК СЛК, к примеру, подтвердили, что сервис «Rail-Локатор» не работает. Еще в начале октябре завершение работы сервиса обсуждали отраслевые телеграм-каналы и СМИ. Некоторые сервисы, к слову, сами сообщают, что не работают: сообщение «Сервис «Поиск вагонов» временно не работает. Следите за обновлением информации», к примеру, висит на главной странице сайта компании «Альта-Софт», которая в том числе имеет сервис по отслеживанию вагонов и контейнеров. По телефону компании то, что сервис не будет работать в ближайшее время, подтвердили, но причин не назвали.
Слово – экспедиторам
Как мы уже писали, участники рынка считают, что на сети упорядочили подключение к системам позиционирования вагонов и контейнеров. Сыграло не на руку и то, что появились проблемы с сервисами по отслеживанию: ряд компаний пользовались ими. Клиенты восприняли ситуацию так, что экспедиторы и транспортные компании оказались урезанными в правах, писал ранее РЖД-Партнер.
Напомним, что ситуацию уже прокомментировали в РЖД: в монополии опровергли информацию о том, что ограничили доступ для клиентов к информационным системам сети. «Все, кто может получать информацию о местонахождении груза, продолжают ее получать», – говорится в сообщении пресс-службы.
В Российской Ассоциации экспедиторских и логистических организаций на вопросы по теме ответили лаконично. Там сообщили, что «в настоящее время договор на позиционирование подвижного состава (слежение) с ГВЦ РЖД имеют только собственники вагонов, либо арендаторы по доверенности от владельца».
Как пояснил вице-президент Ассоциации Алексей Рыбалко, они (собственники или арендаторы), в свою очередь, информируют экспедитора, который заказывает у них перевозку: «Все возникающие проблемы со слежением у экспедитора решаются непосредственно с перевозчиком (собственником или арендатором подвижного состава)».
В транспортной компании «Промресурс» текущую ситуацию с доступом к данным обозначили так: «Если мы отправитель, тогда мы можем видеть движение груза. Но часто отправители не мы: например, если мы едем с «ТрансКонтейнером», то они оформляются отправителем – данные о дислокации отображаются в их системе, у нас – нет».