В то же время в публичном заявлении не прозвучал ряд аспектов, к которым приковано большое внимание. Речь, в частности, о сотрудничестве в нефтегазовой сфере. Здесь наиболее ожидаемый вопрос касается создания трубопроводной системы «Сила Сибири – 2», отметил директор Института стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова Алексей Маслов.
«Пока не видим официальных заявлений, насколько [проект] может продвигаться», – констатировал он.
Как известно, «Сила Сибири – 2» предполагает поставки природного газа в КНР транзитом через Монголию. В этом случае трубопровод пройдет по Красноярскому краю, Иркутской области, станет источником для газоснабжения Бурятии и Забайкальского края. Проект несет мультипликативный эффект: он позволит снять ограничения в транспортировке газа для Томской, Новосибирской, Омской, Кемеровской областей.
Многое в его реализации зависит от договоренностей с Китаем по условиям контракта. «Газпром» проводит переговоры с китайской CNPC (российский монополист оценивает возможности поставок газа в КНР через Монголию до 50 млрд куб. м в год).
«С монгольской стороной все более-менее понятно. Создана специальная компания, ведется проектирование трубопровода через территорию Монголии. С китайскими партнерами посложнее», – ранее признавали в Минэнерго.
В целом торгово-экономическая часть повестки межправительственной встречи за неполный визит прозвучала достаточно приглушенно, говорит профессор факультета мировой экономики и международных отношений НИУ ВШЭ Сергей Цыплаков.
«На неформальной встрече лидеров, думаю, эти вопросы обсуждаются», – сказал он.
Не озвучивался открыто и вопрос относительно снятия различных ограничений по взаимодействию и поставкам в области технологий, добавил А. Маслов.
За прошедшие годы Китай в экономике очень сильно вырвался вперед, из младшего брата стал старшим, отметил уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей, председатель российской части Российско-Китайского комитета мира, дружбы и развития Борис Титов.
В то же время определенный акцент сегодня делается на сотрудничество в области автопрома. «По автомобилям наше правительство предлагает переключаться с поставок готовых машин на их производство в Российской Федерации. У нас как раз в июне будет большая встреча с китайскими автопроизводителями, уже зарегистрировались более 40 компаний. Мы должны встретиться и понять правила игры, каким будет наиболее эффективный путь входа на российский рынок», – заявил Б. Титов.
Как рассчитать расчеты
На сегодня наиболее проблемным вопросом в торговле с КНР выступает организация внешнеторговых платежей. С начала года ряд китайских банков блокирует операции в юанях из РФ. Из-за угроз вторичных санкций импорт из Китая в Россию в марте и апреле начал сокращаться, свидетельствует А. Маслов.
Данная тема затрагивалась на переговорах. По словам президента России, в этом контексте стороны договорились, что будут укреплять контакты по линии кредитно-банковских учреждений, энергично задействовать национальные платежные системы для обслуживания своих экономических операторов.
Падение импортных поставок не носит обвального характера, но оно существенно, говорит С. Цыплаков. Импорт из Поднебесной в РФ в прошлом году оценивался примерно $110 млрд. В денежном выражении это больше поставок из Китая в Германию, которая является главным партнером КНР в Евросоюзе, отметил эксперт. Вряд ли Китай откажется от такого значимого объема торговли, рассуждает он. Поэтому соседние государства должны искать выходы из ситуации.
«Думаю, какие-то развязки стороны будут искать. Но смешно предполагать, что лидеры двух стран, встретившись, найдут какое-то волшебное средство. Скорее, они могут дать определенный политический сигнал, и уже соответствующие ведомства и финансовые институты будут искать какие-то развязки», – пояснил С. Цыплаков.