Вниз
«На морские и железнодорожные перевозки роста тарифов в этом году не произошло. Это связано с рядом факторов. Так, к концу прошлого года вопрос с дефицитом порожних контейнеров был решен и стоимость их аренды нормализовалась. На текущий момент, несмотря на праздничный ажиотаж, дефицита не наблюдается. Также произошло снижение спроса на перевозки в Европу. Это повлекло увеличение предложений на Россию, так как китайским железнодорожным операторам необходимо выполнять правительственный KPI. Морские линии не остались в стороне и также снизили стоимость фрахта, чтобы не упустить объем», – объяснил директор филиала ILC в Шанхае Андрей Есин.
Снижение цен на автоперевозки обусловлено также меньшей активностью по отправкам в период Китайского Нового года.
«С конца ноября спрос падает вопреки ожиданиям. В этом году все товарные партии вывозятся по факту прибытия на границу, так как объем грузов не слишком велик. Мы уже наблюдаем постепенное снижение тарифов на доставку из Китая. А в феврале – марте прогнозируем продолжение тренда на снижение тарифов на автоперевозки по данному направлению. Надеемся, что к середине весны ситуация изменится в лучшую сторону», – говорит Олег Уваров, руководитель департамента комплектных перевозок из Китая «ТРАСКО».
«Китайские партнеры понимают, что будет небольшой перерыв, когда будет застой. Но не исключено, что после праздников цены опять пойдут вверх», – считает заместитель генерального директора «ТРАСКО» по авиа- и мультимодальным перевозкам Алексей Каналин.
Что характерно, цены на автоперевозки внутри Китая тем временем кратно растут: поскольку за две недели до праздника перевозчики возвращаются на базы, водители разъезжаются по домам, и количество транспорта на рынке сильно уменьшается. По этой причине повышение тарифов внутри Китая составляет от 30 до 100%, зависит от региона, даты и наличия транспорта.
О том, что пока тарифы действительно остались в привычных значениях, рассказал и директор направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша: «В части контейнерных перевозок мы видим дефицит мест на судах и в поездах из КНР в РФ. Однако при этом роста тарифов не наблюдается».
Вверх
Напротив, заместитель генерального директора Shuttle Logistic Владимир Морачев отмечает, что, учитывая рост спроса на грузоперевозки и дефицит доступных контейнеров и судов, цены заметно повышаются.
«Таким образом, сейчас ставки увеличились на 10–15% по сравнению с декабрем 2024-го и началом 2025 года», – говорит В. Морачев.
Эти же факторы в числе причин называет заместитель декана по науке экономического факультета РУДН Александр Чупин: «Ставки на перевозки традиционно растут перед Китайским Новым годом. В первую очередь в январе наблюдается высокий спрос на отправки, что значительно увеличивает нагрузку на транспортную инфраструктуру. Дополнительно ситуацию осложняет дефицит контейнеров, а также ограниченное количество мест в портах и на железнодорожных платформах, что приводит к росту тарифов. Еще одним фактором является введение дополнительных сборов за срочную обработку грузов, что также влияет на увеличение стоимости перевозок. Ожидается, что после 10 февраля ставки начнут снижаться, однако полная стабилизация цен может занять несколько недель».
«Возвращение к нормальной работе начинается примерно с середины февраля, когда предприятия КНР постепенно возобновляют деятельность. Тем не менее полное восстановление логистической цепи и возврат к стандартным тарифам на доставку может затянуться до конца февраля или начала марта, – добавляет В. Морачев. – Цены могут остаться высокими даже после восстановления обычного режима работы. Это объясняется сохранением высокого спроса на услуги доставки в постпраздничный период. Постепенно рынок стабилизируется, и тарифы могут начать снижаться».