Не секрет, что Китай является крупнейшим в мире потребителем продовольствия. В частности, только потребление зерновых в этой стране оценивается более 450 млн т ежегодно. Это 20% мирового рынка зерна, отметила управляющий партнер «Синорусс Консалтинг» Анастасия Валова.
Китай обещает широкие возможности для российских сельхозпроизводителей, предприятий пищевой промышленности. «Если мы говорим про импорт зерновых культур в КНР, то это порядка 40 млн т», - уточнила эксперт.
В объемном выражении поставки продовольствия из РФ в Китай пока не столь велики. В то же время с начала 2023 года Россия уже экспортировала сельхозпродукции в КНР на $6 млрд. В I полугодии экспорт к аналогичному уровню прошлого года вырос на 43%.
«Китайские компании, реагируя на это, дают нам обратную связь о том, что они готовы покупать еще больше пшеницы, рапса», - говорит А. Валова.
Как отметил представитель АНО «Корпорация развития Енисейской Сибири» Михаил Крутских, сейчас в КНР популярны направления, связанные со здоровым питанием, экопродукцией. Отсюда китайский бизнес в поисках органических и экологически чистых продуктов обращает особое внимание на восточные регионы России.
Перейти границу у реки
Дальневосточные аграрии не первый год стараются укрепить свои позиции на китайском рынке. В частности, в Поднебесной сбываются крупные объемы сои и продукции ее переработки. Вместе с тем расширить экспорт в эту страну по другим сельхозкультурам на практике сложно, в том числе из-за административных барьеров.
К примеру, при ввозе кукурузы и пшеницы в Китае действует система квотирования, рассказал Сергей Емельянов, заместитель гендиректора группы компаний «Амурагроцентр», расположенной в Амурской области. Она распространяется на такие государственные компании, как COFCO. Тем же импортерам, которые решат завезти в КНР продукцию без квот, придется заплатить серьезный налог. Это фактически является заградительной пошлиной.
«COFCO получает безусловные квоты и начинает их распределять между другими государственными компаниями, по-простому, делиться. Эта процедура очень длительная, а мы по отгрузке плотно сжаты по срокам. Многие китайские компании элементарно не успевают оформить документы для себя, получить эти квоты и начать вывозить зерно из Амурской области в Китай», - говорит С. Емельянов.
Возникают трудности и с продукцией переработки. Компания, рассказал представитель «Амурагроцентра», выпускает соевый шрот, как кормовой, так и пищевой. Однако пищевой шрот не включен в перечень разрешенной к ввозу продукции в КНР, хотя этот продукт востребован в Поднебесной.
«Мы уже длительное время пытаемся пробиться на рынок Китая (по пищевому шроту – прим. ред.), при этом принимая во внимание нашу территориальную близость. Нас отделяет только река», - подчеркнул С. Емельянов.
Предполагается, что направленные в Минсельхоз предложения по снятию ограничений, мешающих развитию аграрного экспорта, будут вынесены на межправительственную комиссию между РФ и КНР.
В то же время остается серьезной другая проблема – логистика. Пробиться к морским портам Приморья через Восточный полигон даже на сравнительно небольшом плече сложно, трудности также возникают с подачей вагонов под погрузку, свидетельствует С. Емельянов.
Ситуацию отчасти спасают речные сообщения. Между тем на Амуре навигационный сезон короткий. «Сейчас планируем грузить ячмень. Пшеницу, если повезет, начнем отправлять в начале октября. Но навигационный период закончится 30 октября», - уточнил С. Емельянов.
Поскольку для организации экспорта-импорта нужен большой пакет документов, на что уходит немало времени, опять-таки встает вопрос об упрощении системы поставок сельхозпродукции со стороны соответствующих органов.